Казанский археолог о найденных кладах, проклятиях мертвецов и погостах под нашими домами
Казанский археолог рассказал порталу ProKazan о настоящем возрасте Казани, своих самых страшных раскопках и жутких последствиях неуважения к древним захоронениям Завтра, 15 августа, отмечается неофициальный профессиональный праздник археологов России. В преддверии этого дня портал ProKazan.ru побеседовал с Зуфаром Шакировым, кандидатом исторических наук и старшим научным сотрудником Института археологии им. Халикова....
Казанский археолог рассказал порталу ProKazan о настоящем возрасте Казани, своих самых страшных раскопках и жутких последствиях неуважения к древним захоронениям
Завтра, 15 августа, отмечается неофициальный профессиональный праздник археологов России. В преддверии этого дня портал ProKazan.ru побеседовал с Зуфаром Шакировым, кандидатом исторических наук и старшим научным сотрудником Института археологии им. Халикова.
Казанский археолог рассказал нам о том, насколько реально найти клад, почему стоит извиняться перед мертвыми и действительно ли Казани больше тысячи лет.
О запутанном пути в археологию, и Билярске, который интереснее Болгара
- После окончания школы вы сразу решили, что посвятите свою жизнь археологии?
- Я никогда не думал, что стану археологом. Вообще, я хотел быть поваром, но в советское время было сложно попасть в кулинарный техникум. Поэтому я начал учиться в физико-математическом лицее при КАИ, но позже осознал, что не хочу быть инженером.
- Так как вы попали в археологию?
- Как-то раз я пошел купаться на озеро рядом с пионерским лагерем, в который я сам приезжал будучи ребенком. Там меня заметила начальница лагеря, с которой я был знаком, и предложила мне стать вожатым. В лагере были студенты с исторического факультета, и, как раз после общения с ними я решил поступить на истфак. Когда я туда шел, я тоже не знал, что стану археологом - я хотел стать педагогом, но все изменила первая археологическая практика. Я как-то сразу проникся тем, что ты можешь найти и подержать в своих руках предмет, сделанный в древности.
- Над какими проектами вы сейчас работаете?
- Знаете, меня очень заинтересовала фотография местности Билярска, сделанная еще в советское время. На ней были видны пятна - следы от руин кирпичных зданий. И мне захотелось "зацепить" там что-нибудь, что могло бы доказать, что Билярск не менее интересен, а по моему мнению, еще более интересен, чем Болгар. Пока мы провели вскрытие одного из зданий.
Об интересном задании от Минтимера Шаймиева и самой страшной раскопке
- Чем вам запомнилась ваша первая раскопка?
- У обывателя представление о раскопках создается на основе фильмов про Индиану Джонс или Лару Крофт, но на самом деле археология намного сложнее. Первая практика проходила в казанском Кремле. Мне дали задание подстричь отвалы - то есть, убрать траву, которой заросла куча просмотренного грунта. А задание появилось после того, как мимо прошел Минтимер Шарипович Шаймиев и сделал замечание из-за бурьяна.
- Можете назвать самую запоминающуюся находку?
- Трудно выделить что-то одно, но я могу назвать находку из разряда неожиданных: мы тогда работали на одном острове в РТ. В общем, пошел я стирать носки и в размыве нашел кремневое многофункциональное орудие. Оно было очень необычным - с одной стороны булавка, с другой стороны скребок, а с третьей - нож.
- Расскажите про самую страшную находку.
- Страшная находка у нас была как раз тогда, когда мы расчищали верхние слои этого здания в Билярске. Сам город погиб в результате монголо-татарского нашествия в 1236-м году: он был сожжен и разрушен. Так вот, когда мы разгребали завалы, нам открылась страшная картина - многочисленные останки людей, которые лежали не в анатомическом порядке и не были захоронены по обряду. Мы увидели руки, ноги, фрагменты тел, черепа с отверстиями. Видимо, это были люди, которые скрывались в этом здании. Они были убиты и погребены под завалами.
О возрасте Казани и том, кто кроется под нашими домами
- Когда вы гуляете по Казани, вы видите ее иначе, чем обыватели?
- Да, бывает, что я вижу город немного по-другому. А вообще, мне тяжело воспринимать современную Казань - она уже "не та". Я работал в Управлении по охране памятников, как раз накануне тысячелетия города, и, когда велось крупное строительство, сносились здания, мы ходили по городу и осматривали котлованы. Там мы находили много интересного. Взять хотя бы ул. Галактионова, раньше она называлась Старогоршечной. Там мы находили остатки больших печей для обжига керамики, сейчас на этом месте стоят жилые дома.
- А кроется ли что-то не столь безобидное, как печи, под новыми домами? Кладбища, к примеру?
- Многие элитные жилые дома сейчас стоят на древних погостах. Примеры приводить не буду. Только скажу, что раньше в каждом квартале была своя приходская церковь, где до 70-х годов 18-го века хоронили жителей этого прихода.
- Как вы считаете, возраст Казани установлен верно? И правда ли, что его определили только по одной монете?
- Казани действительно примерно тысяча лет. Оппоненты этой датировки считают, что монеты можно было и подкинуть. Монета - это лишь одна из находок, которая свидетельствует о том, что на этом месте когда-то был город. Стоит знать, что основные признаки города - это наличие укреплений, ремесленных производств, административного и торговых центров. Так вот, кроме половинки арабского дирхема и чешского динария были найдены и другие находки.
Об уважении к мертвым и паранормальных явлениях на раскопках
- Многие считают, что религия и археология не совместимы. Что вы думаете по этому поводу?
- Я не считаю, что нельзя одновременно верить в Бога и работать археологом. Для меня это не взаимоисключающие понятия. Ведь есть что-то "такое". Но вопрос в том, кто "он" - этот хитрый и большой.
- Вы суеверны?
- Я как-то подсчитывал сколько я вскрыл погребений и сколько вскрытий прошло под моим руководством...в сумме получилось больше 500. Но, честно, я не особо люблю это дело. Я всегда извиняюсь. Надо обязательно просить прощения и объяснять, почему ты проводишь вскрытие.
- Возможно, вы сталкивались с какими-то необъяснимыми явлениями после вскрытия гробниц?
- Пример этого года. Мы нашли пробитый человеческий череп в Билярске, и я попросил студентов уложить его в специальный пакет с этикеткой. Они этот череп вытащили и начали с ним фотографироваться. Я просил их не делать этого из уважения, но юношеский нигилизм взял свое. И вдруг, неизвестно откуда поднялась песчаная буря, хотя до этого была тишина и полный штиль. Студенты в шоке были. Нашу базу полностью накрыло, было разбито много окон. Еще, когда мы расчищали местность в казанском Кремле, двум нашим землекопам плохо стало. Они вскрывали одно погребение в склепе и слишком много смеялись, хотя я просил их быть тише.
- А есть у археологов какие-то ритуалы или традиции, которые следует соблюдать неукоснительно?
- В разных экспедициях разные традиции. Я привык пыпыхам (духам - прим.ред.) оставлять конфеты, немного горячительных напитков плескать на землю. Но есть и общая археологическая традиция - посвящение в археологи. Не посвященным этот обряд не раскрывается.
О женщинах-археологах и носках, которые приходилось сушить подмышками
- Какими качествами должен обладать археолог?
- Основное качество - это выносливость. Физическая сила нужна, но это не самое главное. Знаете, к нам как-то пришли спортсмены, которые занимаются тяжелой атлетикой. Они "сломались" уже к обеду, потому что они привыкли выплескивать свою энергию за один раз. Археологам иногда приходится 40-50 километров пешком с рюкзаками и оборудованием ходить по полям, через овраги, через холмы. Еще надо уметь выносить капризы погоды.
- Много ли женщин среди археологов?
- Женщин, которые работают в "полях" не так уж и много. Хотя, вот в Удмуртии археология носит женское лицо - все зависит от регионов. А вообще, со студентками мы, конечно мучаемся. Бывает, что они капризничают, случаются истерики.
- Что вы посоветуете молодым людям, которые хотят связать свою жизнь с археологией?
- Сначала стоит хорошо подумать, съездить в экспедицию и желательно не одну. Попробовать пожить в разных условиях. Хорошо, если вы побываете в дикой полевой экспедиции. Кстати, в одной из них нам приходилось выкапывать лунку для сбора воды, потом она сцеживалась, мы набирали ее в ведро и добавляли туда марганцовку. А один раз, чтобы высушить свои носки мне приходилось зажимать их подмышками. Надо уметь справлять с подобными условиями.
- Как проходит ваш день во время экспедиции?
- В принципе, все стандартно: подъем, умывание, завтрак, раскопки. Все стараемся делать в одно и то же время. Дежурные обычно встают пораньше. Естественно, у нас есть обед, после которого мы снова принимаемся за работу. Всю еду мы обычно привозим с собой. И если раскопки идут нормально, то выездов в город у нас по минимуму.
О главной археологической мечте и кладах
- Насколько реально найти клад во время раскопок?
- Это вполне возможно. Я сам находил несколько раз, в рамках раскопок. Потом мы передавали все государству. К примеру, в казанском Кремле было аж три находки. Клад не обязательно должен быть монетным и в сундуке. Мы находили кубышки, кошельки, горшки. Хотя, в Болгаре мы нашли деревянный ларец, правда он истлел со временем. Самый крупный клад я нашел в Нижнем Новгороде - там были серебряные монеты, зарытые в период правления Ивана Грозного.
- О чем мечтаете? О какой раскопке или находке?
- Мне хотелеось бы возродить Билярскую экспедицию и показать потенциал этого города. Мне приходилось работать на разных объектах, но в Билярск я влюбился еще будучи студентом. Только не надо восстанавливать его, как Болгар. Знаете, отсутствие денег - минус, а наличие больших денег - еще больший минус. Надо проводить реставрацию потихоньку. Важно не потерять дух места и того времени.
http://prokazan.ru/news/view/103347
Фото: Денис Петьовка
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавляйте наш сайт в "Избранные", чтобы всегда быть в курсе свежих новостей
Нет комментариев