Как нововведение отразится на рядовых держателях «пластика», «КВ» спросили профессора Института экономики, управления и права Ленара Салимова:
- Переход на НСПК - это вопрос национальной безопасности страны. До последнего времени все российские транзакции полностью контролировались извне. Вспомните, как в прошлом году США заблокировали операции по картам нескольких банков из санкционного списка. Теперь, когда все операции осуществляются на территории РФ, такая ситуация невозможна. Наложить ограничения можно лишь в том случае, если россияне имеют счета в банках за пределами России.
- Все волнуются: возможны ли сбои в операциях по картам в переходный период?
- Сейчас проводятся тестовые мероприятия на безотказность и отсутствие сбоев в проведении операций. Тесты MasterCard уже можно назвать успешными, проблем у российских граждан не будет. Тесты Visa начнутся с небольшим опозданием. Некоторые банки еще не подписали соглашение с этой компанией. Опоздание будет на 2 - 3 недели, не более. Кроме того, сейчас власти пошли навстречу одному из лидеров платежных систем в мире, японской компании JCB. На российском рынке она присутствует давно, но до сих пор находилась на аутсайдерских позициях. После того, как Visa и MasterCard громкими заявлениями подвергли сомнению свою надежность, Центробанк пошел навстречу японской компании.
- Как осуществляется перенос обработки операций в Россию?
- С технической стороны ничего сложного нет. Представьте: на территории России находится сервер, который обрабатывает информацию. Сам по себе он не уникален. Основная задача состоит в том, чтобы его сертифицировать и заключить соглашение об использовании этого оборудования.
- Можно ли сказать, что теперь государство расширит контроль над денежными операциями граждан?
- Да, в том числе это решение принято в интересах налоговых и правоохранительных органов, чтобы контролировать наши денежные потоки и обеспечить их прозрачность. Следует отметить, что попытки ограничения конфиденциальности в момент перевода денежных средств могут спровоцировать теневой бизнес денежных переводов. На территории Средней Азии и арабского Востока давно развита операция по противодействию такому бизнесу, она называется хавала. Введение жестких ограничений в части персонификации денежных переводов может спровоцировать обратную реакцию.
- В прошлом году Visa грозила уходом с российского рынка. А если это станет реальностью?
- Это произойдет в том случае, когда эмитенту (тому, кто выпускает карту) запретят осуществлять экономические отношения с Россией и они согласятся с таким политическим давлением. Лично я представляю это себе с трудом, учитывая, что Россия для этих платежных систем является огромным рынком сбыта. Если они и уступят давлению, то только в том случае, когда будет компенсирована значительная часть их потерь.
Нет комментариев