Если в магазине случайно разбили или испортили товар. Нужно ли его оплачивать?
В магазинах с самообслуживанием, которых сейчас большинство в нашей стране, покупатель может случайно разбить или испортить товар, стоящий на полке. Наиболее часто повреждениям подвержены стеклянные бутылки с алкоголем - их так легко разбить, если случайно задеть. Также под раздачу обычно попадают стеклянные бутылки с соком, лимонадом.
Что делать, если вы испортили принадлежащий магазину товар?
Посмотрим, нужно ли его оплачивать.
Что говорит Гражданский кодекс?
С точки зрения закона, если посетитель магазина нечаянно разобьёт бутылку с алкоголем или соком, порвёт упаковку или разобьёт посуду, это будет относиться к случайному повреждению или гибели товара, а также нанесению вреда имуществу юридического лица.
В описанной выше ситуации помогут разобраться статьи 211, 459, 493 и 1064 Гражданского кодекса РФ.
- Статья 211 ГК РФ “Риск случайной гибели имущества”. Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несёт его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
- Статья 459 ГК РФ “Переход риска случайной гибели товара”. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.
- Статья 493 ГК РФ “Форма договора розничной купли-продажи”. … договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
- Статья 1064 ГК РФ “Общие основания ответственности для причинения вреда”. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред был причинён не по его вине.
Исходя из первых двух статей риск случайной гибели лежит на собственнике данного имущества, т.е. на магазине - до тех пор, пока человек не купит его. В магазине с самообслуживанием переход права собственности с продавца на покупателя переходит именно в момент оплаты товара на кассе. Но тем не менее из статьи 1064 следует, что причинение вреда должно компенсировать лицо, причинившее вред.
Получается некая двоякая ситуация. Магазины обычно любят опираться именно на 1064 статью ГК РФ и обязывают оплачивать товар, ссылаясь также на то, что покупателем человек становится только в момент оплаты товара и после нее, а до этого он - посетитель магазина. Но и в 1064 статье говорится о том, что возмещать вред не обязательно, если он был причинен не по вине человека. Таким образом если вины человека нет, то оплачивать разбитый товар не нужно.
Конкретные ситуации
Рассмотрим, когда платить нужно и когда этого можно вовсе не делать.
Заплатить за поврежденный товар потребуется, если покупатель
- испортил товар по своей воле, например, из хулиганской выходки,
- неаккуратно себя вел - быстро перемещался по магазину или бегал, вел себя неадекватно, дрался или находился в состоянии алкогольного опьянения,
- испортил товар по неосторожности, например, взял бутылку в руки и случайно её выронил.
- Неосторожность также является формой вины в гражданском праве. При неосторожном поведении, хотя у человека и нет умысла портить чужое имущество, человек не проявляет достаточной осмотрительности. И, следовательно, виноват и должен оплачивать.
Платить не нужно, если есть вина магазина:
- в торговом зале узкие проходы, нагромождения, коробки, в результате чего легко смахнуть товары с полки,
- в магазине мокрый пол, из-за которого посетитель поскользнулся и задел товар,
- товар упал с ленты кассы и разбился,
- товар был расположен на полке неустойчиво, а вы этого не заметили.
Примеры
- Вы взяли стеклянную банку с соком и выронили её - платить придётся.
- Вы взяли стеклянную банку с соком и выронили её, поскользнувшись на мокром полу, - платить не нужно. Но если вы были при этом в состоянии алкогольного опьянения, то заплатить всё же придется.
Если администрация магазина настаивает на оплате, вы имеете право не оплачивать товар и решать вопрос в судебном порядке с магазином.
фотоvsesvoi43.ru
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавляйте наш сайт в "Избранные", чтобы всегда быть в курсе свежих новостей