Заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Ильдар Мухаметов рассказал порталу sntat.ru о новой школьной реформе.
- Ильдар Ринатович, проблеме школьного образования посвятили заседание Совбеза. С чем связано такое повышенное внимание?
- Действительно, на Совбезе не каждый вопрос рассматривается, а только те, которые имеют судьбоносное значение для социально-экономической стабильности. Может сложиться такое мнение, что у нас качество образования низкое, раз такие вопросы выносятся на широкое обсуждение. На самом деле качество образования в Татарстане очень высокое, мы на лидирующих позициях по сравнению с другими регионами России. Показатели ЕГЭ выше средних по России. По результатам Всероссийской олимпиады школьников мы на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга. В республике реализуется программа модернизации дошкольного образования, идет строительство детских садов, капитальный ремонт школ. В нынешнюю систему образования вкладываются очень большие средства, но результаты нас как управленцев не совсем удовлетворяют, наши дети достойны большего. Сейчас разрабатывается стратегия социально-экономического развития «Татарстан-2030», где основной упор делается на развитие человеческого капитала. Его основа - это образование, качество которого будет напрямую влиять на успешную реализацию стратегии.
- И начать, как это ни парадоксально, вы планируете с сокращения школ?
- Мы намерены выстроить эффективную сеть образовательных учреждений. У нас есть районы, в которых доля малокомплектных школ доходит до 60%. В каждой такой школе учится в среднем 38 человек. Причем это не начальные школы, а те, в которых есть и среднее, и старшее звено. О каком качестве образования можно говорить, когда в такой маленькой школе невозможно создать конкурентную среду, нельзя привлечь молодых специалистов, удержать сильные кадры? В этих школах ЕГЭ ниже на 5 баллов, чем в среднем по республике. Поэтому Президентом Татарстана был поставлен вопрос создать сильные базовые школы, прикрепить к ним малокомплектные школы и за счет этого подтягивать их. Для нас главная цель - выравнивание качества образования по Татарстану. На сегодняшний день мы замечаем, что есть топовые школы с высоким качеством образования, а есть с низким. И ребенок, в силу того что проживает в районе с малокомплектной школой, потенциально может получить плохое образование. А мы хотели бы, чтобы каждый татарстанец, независимо от географии, получал одинаково качественное образование.
- Уже известно, какие школы станут базовыми, а какие к ним присоединят?
- Сейчас муниципальные образования разрабатывают дорожные карты. Решение будет приниматься коллегиально с учетом всех интересов. Заострю внимание на том, что начальные школы везде остаются, их не трогаем - это установка президента. Понимаете, речь не идет об экономии, нам денег не жалко. Если в малокомплектной школе дают суперкачественное образование, то ее закрывать не будут. Но если качество образования страдает? Значит, ребенок не сможет поступить к вуз, не сможет влиться в экономику, реализовывать идеи, проекты, продвигать республику.
- Родители будут недовольны, что ребенку нужно будет вставать на два часа раньше, чтобы ехать за несколько километров в другую школу...
- Конечно, удобно отдать ребенка в школу за 100 метров от дома. Но если родитель будет знать, что, обучаясь в этой школе, его ребенок не сможет сдать ЕГЭ, не сможет быть конкурентоспособным, то скажет: «Если подведут дорогу, организуют подвоз на автобусе и через 20 минут мой ребенок будет в базовой школе с хорошей инфраструктурой, лабораториями, хорошим педагогическим коллективом, то, конечно, нет вопросов!» Никто ведь не говорит о том, что дети будут вставать в пять утра и два часа ехать по неровной дороге. Есть требования и ко времени и к дороге. Если деревня отдаленная и дороги нет, то никто не будет заставлять детей ходить 10 километров пешочком к базовой школе. У нас в республике есть хорошие примеры. Эффективная сеть выстроена в Бугульминском районе, там качество образования занимает лидирующую позицию в Татарстане. Понятно, что это сложное решение, но оно даст хороший эффект и на судьбе ребенка отразится положительно.
- С 1 сентября и педагогов ждут изменения. Им тоже оценки будут выставлять?
- Качество работы должно оцениваться справедливо, чтобы каждый учитель знал, что если будет работать хорошо, то будет получать больше, плохо - меньше. Министр образования сейчас проводит консультации с привлечением лучших специалистов, членов профсоюза, чтобы выработать эффективный механизм стимулирования качественной работы. Система стимулирующих надбавок не новость, она существует, просто нужно пересмотреть некоторые критерии. Я думаю, что в мае готовые решения будут предложены муниципальным образованиям.
- Не получится ли так, что учитель будет получать меньше только потому, что находится в неприятельских отношениях с директором?
- Решение по конкретным педагогам будет приниматься комиссионно. То есть не руководитель образовательной организации единолично будет распределять деньги за качество, а комиссия, в которую войдут и представители коллектива, и профсоюз, и родительская общественность. Всё это должно привести к тому, что у нас выстроится система, в которой каждый ребенок будет получать качественное образование независимо от того, где он проживает. Да, будут сильные школы и послабее, но система в целом будет давать качественную образовательную услугу и каждый педагог будет знать, за что он работает, и будет получать вознаграждение.
- Оценка педагога будет зависеть от успехов учеников, но есть сильные школы, в которых заведомо учатся более талантливые дети, а есть школы с посредственными детьми. Это же не значит, что педагог в сильной школе вкладывает в своих детей больше сил, чем педагог в обычной школе...
- Сильные школы не на пустом месте появились. Кто их формировал? Это личность управленца. Сильный управленец создает благоприятную педагогическую атмосферу, и за счет этого появляется сильная школа. За счет подбора сильных управленцев мы бы хотели повысить качество. Понятно, что в любом коллективе будет расслоение, но в целом хочется создать такую обстановку, где за счет сильных директоров будет сильный учитель и сильный ученик, а за счет благоприятной атмосферы - хорошее образование и воспитание.
- Значит, и директоров школ коснутся изменения?
- Сейчас Министерство образования и науки не участвует в кадровой политике на местах, ее формируют муниципальные органы. Мы хотим создать кадровый резерв, четко расписать требования к руководителям органов образования, руководителям базовых школ, чтобы задать высокий стандарт. В прошлом году при Министерстве образования был создан совет, мы изучали деятельность некоторых районов. Взяли десять худших и выявили, что есть проблемы методической службы района. Если говорить простым языком, у каждой спортивной команды есть тренер, и у каждой педагогической команды в школе тоже должен быть свой тренер - это методическая служба, учителя учителей, наставники, которые формируют методическую политику. К сожалению, на сегодняшний день в методическую службу невыгодно идти из-за низкой заработной платы. Если средняя зарплата учителей выше 28 тысяч, то у методистов - 19 тысяч, туда идут или молодые, которые не хотят работать в школе, или кадры, которые из школы уходят. Нам бы хотелось эту ситуацию исправить, выстроить такую методическую службу, которая позволить заняться внутришкольным контролем на очень качественном уровне, а не ради галочки.
- На Совбезе говорили и о подготовке студентов педагогических вузов. Она хромает?
- На Совбезе был поставлен вопрос о модернизации подготовки наших выпускников в вузах. Она нас не удовлетворяет. Надо привлекать лучших выпускников школ, создавать практико-ориентированное обучение, чтобы не только теорией голову забивали, а больше времени проводили в школах.
- Но все изменения должны работать на ребенка?
- Конечно. Ключевая фигура ученик. Нам важно, чтобы он получил качественное образование, чтобы родитель был удовлетворен, чтобы обоим нравилась школа, чтобы они с интересом приходили в класс. конкурентоспособным в жизни.
http://www.tatpressa.ru/
Нет комментариев