В этом году мы отмечаем 69-ю годовщину Великой Победы. Свою долю в приближение этого радостного дня для всего советского народа внесла и моя мама Фавзия Габдрахманова.
...1941 год. Житомир. Ее старший брат Минзахир проходил здесь военную службу в течение 3 лет. В деревне осталась его жена Галия с дочкой. Соскучившись по мужу, она решила съездить к нему. Взяла с собой и Фавзию, чтобы было, кому присматривать за маленькой Люцией. Прибыв в военную часть, их разместили в казарме, в одной из свободных комнат. Жили там 2 недели.
- Галия, бери детей и возвращайся домой. Начинается война, - сказал Минзахир.
Утром он посадил их на поезд. На следующий день в 4 часа утра вдруг послышался шум и плач. По радио объявили, что началась война. Галия с детьми доехала до Ижевска. Отсюда она отправила Фавзию домой на пароходе (тогда ей было 13 лет). Доехала до Чистополя. Сошла и не знала что делать. Спросила у одной женщины, как можно добраться до своей деревни Каргали. «Скоро придет повозка. На ней и доедешь».
Дома ее встретила заплаканная мать. «Что будем делать, если отца заберут на войну!». Отца на войну не взяли, а отправили в трудармию в Казань. Фавзия работала вместе с матерью в колхозе.
Так прошло два года. В 1943 году девушек через сельский Совет начали отправлять на торфяные работы. Соседка Закия, которая была старше Фавзии на два года, записалась работать в Ивановскую область. «Я тоже хочу с тобой», - сказала Фавзия. Они вместе пошли в сельский совет. Фавзию не записали, потому что девочка не подходила по возрасту. Закия недолго думая, повела ее в райисполком. Зашли к вербовщику.
- Я записываю в ФЗО (фабрично-заводскую школу).
- Нет, я хочу уехать вместе с подругой в Иваново.
- Тогда пройдите в соседний кабинет.
- Абый, запишите меня тоже.
- Конечно, запишу, почему тебя не заметили в сельсовете? Метрика с собой?
- Нет.
- Когда принесешь, тогда и запишу.
Фавзия пришла домой, отыскала среди документов свою метрику, прибежала обратно. Когда записали ее фамилию, большие карие глаза девочки засияли.
Мама, узнав обо всем, расстроилась и разрыдалась. «Никуда я тебя не отпущу. Сейчас пойду в райисполком и скажу, чтобы тебя не брали». Фавзия уговорила маму никуда не ходить. На следующий день собрали всех девушек. Самой старшей было 30 лет. Погрузили еду на телегу и пешком пошли до Нурлат. Заночевали в одной из деревень. Через 2 суток в Нурлатах их погрузили в товарные вагоны и увезли в Иваново. По приезду разместили в квартиры. 20 девушкам из деревни Каргали Чистопольского района, сказали, что они будут работать на строительстве железной дороги. Девушки прокладывали рельсы, на эти рельсы потом ставили платформы для перевозки торфа. Торф отправляли для нужд фронта. Работали и в лютый мороз, и в дождь, и в грязь. Хлеб получали по карточкам. Было холодно, голодно, терпели. Фавзия была девушка высокая, здоровая. Многие и не знали, что ей всего 15 лет. Работала наравне со старшими.
- Только придем на квартиру, приляжем, ночью поднимают для устранения аварии. Или вагон сходит с рельсов, или поезд. Садились в товарный поезд и с песнями ехали на место аварии. Жизнь была трудная, но мы были молодые, не унывали. Утром снова на работу. В феврале нам дали месяц отпуска, - рассказывает мама.
Так мама работала 2 года. Затем девушек из Каргали отправили трудиться на лесоповал. Распиливали высокие сосны на 6,5 метров для отправки на фронт. - В День Победы мы работали в лесу. Сообщив эту радостную весть, нам велели приостановить работу. В столовой для нас накрыли стол. Мы все плакали от счастья.
Домой мама вернулась только в 1947 году.
Много лет прошло с тех пор. Все трудности жизни улеглись морщинами на ее лице. Неизменными остались только чувство патриотизма, сила духа, огонек в глазах и сильная любовь к жизни.
Стойкостью старшего поколения можно только восхищаться. Иначе смогла бы наша страна одержать победу над страшным врагом!
Тансылу Мингазова.
Добавляйте наш сайт в "Избранные", чтобы всегда быть в курсе свежих новостей
Нет комментариев