НОВЫЕ ПРАВИЛА. Напомним, что в августе этого года было принято решение ввести в российские автошколы новую образовательную программу. Соответствовать данной программе смогла отнюдь не каждая автошкола. Требования включают в себя не только введение новых базовых учебных дисциплин, таких как психология, организация грузопассажирских перевозок и диспетчерская работа, но и наличие у школ определенного оборудования. Так, по новым правилам автошкола обязана иметь оборудованный автодром площадью не менее 0,24 га. Это стало первым препятствием в получении разрешения. Найти в городе участок такой площади не так-то легко, да и аренда его - немалые деньги. Впрочем, часть школ решила эту проблему: под автодромы переделали парковочные стоянки.
Помимо автодрома у школы должно быть не менее трех манекенов, оборудованный класс для обучения, стенды, иллюстрирующие ПДД и дорожные знаки, учебные тренажеры и прицеп. Еще одно обязательное условие - все инструкторы должны быть официально зачислены в штат, то есть не могут при этом являться индивидуальными предпринимателями.
Конечно, такое условие вызвало возмущение многих инструкторов, успешно совмещающих свое собственное дело с инструкторской деятельностью. Недовольны инструкторы и другим - в соответствии с законом установленный рабочий день не может превышать 7,2 часа. Трудиться на полторы и две ставки при этом запрещено: считается, что автоинструктор работает в условиях повышенной трудности. Сами инструкторы с этим не согласны. Не считая выездов с учениками в город, большая часть рабочего дня проходит на автодроме, в безопасности и без лишнего стресса. Однако за соблюдением норм трудового дня минобразования намерено тщательно следить. Работники в недоумении: как прожить на зарплату, положенную за такой рабочий день?
Как только трудности с оборудованием автодрома были частично преодолены, появилась новая проблема - проверка технического состояния учебного транспорта. По словам сотрудников одной из казанских автошкол, часть машин срезают буквально на пустом месте за дефекты, не влияющие на безопасность движения. Например, за царапины на корпусе или номерных знаках. Кому и зачем это нужно, никто сказать не может.
ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ОБМАНЩИКОВ! Разумеется, автошколы пытаются выживать и искать обходные пути. В результате поиска лазеек страдают в первую очередь обучающиеся. Лицензию, которая у большинства школ бессрочная, никто не отбирал. Отсутствует заключение о праве осуществления обучающей деятельности. Поэтому некоторые школы стали оформлять с клиентами договоры в качестве платных консультантов. Закон вроде бы не нарушен, только вот клиенты зачастую не осознают, что после прохождения курса таких консультаций сдать экзамены в ГИБДД они не смогут, а значит, деньги будут потрачены зря.
Речь идет о немалых средствах. Если до августа 2014 года средняя стоимость обучения составляла около 24 тыс. рублей, то сейчас в связи с выросшими затратами средняя цена полного курса в Казани - от 30 до 35 тыс. рублей. В районах цены пониже - около 28 тыс.
СОВЕТ КАЗАНЦАМ. Если выбранная автошкола запрашивает сумму менее 30 тыс., проверьте у нее наличие разрешения на преподавание. Возможно, вы столкнулись с платными консультантами, после сотрудничества с которыми права получить вы не сможете.
ПРАВА СОХРАНЯТСЯ? Что касается аннулирования прав тех водителей, которые закончили автошколу, не получившую в дальнейшем заключения-разрешения, сотрудники ГИБДД РТ информацию пока не подтверждают. Действительно, на слушаниях в Общественной палате сообщили, что в случае если у автошколы нет необходимых документов для обучения, ранее полученные ее выпускниками права будут признаваться незаконными. Связано это опять-таки с хитростью школ - ряд заведений, не согласовавших учебную программу, продолжил выдавать свидетельства об обучении... задним числом.
В Татарстане такая ситуация пока не наблюдается. Сотрудники автошкол утверждают, что работа республиканской ГИБДД организована на высоком уровне, поэтому и необходимости идти на радикальные меры нет. По мнению работников школ, такая политика дискредитировала бы ГИБДД - сами допускали к экзаменам и оформляли права, а теперь сами же аннулировали бы их как недействительные. К счастью, татарстанским водителям бояться за сохранность своих прав нужды нет.
В настоящий момент проверки автошкол еще ведутся. Пока что желанное заключение в Татарстане получила 91 школа, из них 38 казанских. С полным списком школ, получившим заключение о соответствии, можно ознакомиться на сайте ГИБДД.
Говорить о пользе или вреде проведения реформ в автошколах еще рано. С одной стороны, новые требования могут способствовать улучшению качества обучения водителей, а значит, положительно повлияют на дорожно-транспортную обстановку в стране. С другой - преподаватели автошкол считают, что соответствие новым требованиям - не главный показатель качества обучения. Как будет на практике, покажет время.
Нет комментариев