Хотите потрепать себе нервы - попробуйте подать заявление в загс.
Именно такой вывод сделала корреспондент «Вечерней Казани», решив узаконить отношения со своим молодым человеком. Пышная свадьба с пьяными гостями, кредитом на ее проведение и дракой (какая же свадьба без драки?) всегда не на шутку пугала лично меня.
Поэтому хотелось просто по-тихому расписаться, тем более что со своим избранником мы давно живем вместе и пресловутая свадьба для нас - всего лишь формальность. Поэтому когда фактический муж в который раз спросил, когда уже мы поставим государство в известность о том, что живем в браке, я выбрала время и позвонила в центр семьи «Казан», более известный в народе как «Чаша». Ведь территориально близкий загс в Ново-Савиновском районе переехал туда...
Узнав, что нам нужна простая регистрация без торжества, специалисты «Чаши» любезно подсказали телефон Управления ЗАГС исполкома Казани на Меридианной, 4. Позвонила туда, приятный голос собеседницы объяснил, что нам нужно сделать. Всего ничего: прийти, оплатить на месте госпошлину и подать заявление.
Воодушевленные, мы с женихом отправились на Меридианную, 4 уже в ближайшую субботу, 8 августа. Предварительно позвонили: работают ли они? Да, до трех часов дня. Мы пришли в 11. Но тут сюрприз: дверь кабинета регистрации брака, где принимают заявления, оказалась закрыта. Работают только окошки выдачи документов, похожие на кассы. На вопрос, к кому обратиться за помощью, девушки оттуда кивнули на «консультанта», которая ходила по залу среди толпы народа, - в выходной здесь, видимо, всегда аншлаг. Почему «консультант» в кавычках? Скоро узнаете.
Женщина, на которую нам указали, принялась нам активно помогать. Здесь стоит отметить одно обстоятельство, которое оказалось впоследствии немаловажным, - жених у меня незрячий. Врожденная глаукома год назад закончилась логичным исходом - слепотой. В принципе, мы были к этому готовы. Мишка съездил в реабилитационный центр в Бийске, там его научили читать-писать по Брайлю, обращаться с тактильной тростью. Так что жизнь наша особенно не изменилась: человек продолжает работать в Интернете, по улице спокойно передвигается сам, с «мужскими» делами вроде поменять лампочку или прокладку в кране по-прежнему справляется.
Однако вернемся к 8 августа. «Консультант», увидев рядом со мной человека в очках и с тростью, спросила - кто будет заполнять форму для оплаты госпошлины на терминале, который установлен там же. Конечно я. Женщина еще постояла рядом, объяснила что делать, помогла выбрать дату, которую мы хотели забронировать, - 18 сентября. Заполнять остальное - паспортные данные и прочее - предоставила мне.
Наконец заветный чек об оплате госпошлины в размере 350 рублей получен! Идем к стойке, где заполняют заявления такие же, как мы. Просим бланк. И тут «консультант» огорошивает - не могу, говорит, принять у вас заявление. Оно, дескать, должно быть написано ровно за 30 дней до даты регистрации, то есть 18 августа. Ссылки на закон, где сказано, что заявление должно быть подано НЕ МЕНЕЕ чем за 30 дней (про более в законе ничего не написано), в расчет не принимались. Приуныв, мы побрели домой - придется прийти еще раз, в назначенный день.
17 августа, накануне дня икс, меня почему-то начал грызть червь сомнения: дай-ка позвоню, уточню, примут ли у нас это несчастное заявление завтра. И тут как снег на голову: если вы бронировали дату 18 сентября, то последний день подачи заявления у вас сегодня, 17-го!
Честно скажу: от такой новости просто в зобу дыханье сперло. Я на работе, пишу статью, на очереди еще две заметки, как быть? Бежать в загс, вызывая на ходу такси будущему мужу?.. Голос на другом конце провода смягчился: ладно уж, приходите завтра, в порядке исключения до 12 часов примем у вас заявление. И да, вы могли его оставить еще 8 августа, не может быть такого, что наш специалист вас домой отправил!
Почувствуйте себя фантазером, называется. Устраивать скандал на тему чьей-то халатности не хотелось, поэтому на следующий день мы просто пришли в загс к 8 часам, вооруженные паспортами и чеком об оплате госпошлины.
На этот раз кабинет специалиста, принимающего заявления от желающих связать себя узами брака, был открыт. Отдали чек, получили квитанцию об оплате госпошлины и бланки, сели заполнять их в коридоре... Уже с заполненным заявлением вернулись в кабинет. И тут началось.
- А у вас что, жених-то слепой? - щурясь, интересуется специалист.
- Ну да, - отвечаю. - Но расписываться умеет, грамотный, не переживайте.
- Да вы что! Как же он распишется, вы же его рукоприкладчик, тут нотариус нужен! А то вдруг что...
Напуганная жутким словом «рукоприкладчик», я даже не стала интересоваться, что подразумевается под «вдруг что». Кредит я на него, что ли, в загсе оформлю, ипотеку?..
Дальше с нашей стороны были объяснения, что жених вполне дееспособен и грамоте обучен и что ему будет достаточно, если работник загса ему заявление зачитает, раз уж сомневается, что человек сюда именно жениться пришел, а он подпись поставит. Ведь ставит же он ее, к примеру, в банковских документах, и ничего - все верят! Но нет. Только с нотариусом. Более того, выяснилось, что поскольку невеста - человек заинтересованный, то она и в качестве «рукоприкладчика» не годится. Поставить подпись за моего жениха может только «нотариально заверенное» третье лицо. Такие дела.
Это еще не все: от специалиста мы узнали, что 8 августа консультировала нас, по всей видимости... охранница, которая потому и не объяснила нам сразу все тонкости и заявление не приняла. Ибо по должности ей не положено. Мол, если собираетесь замуж за слепого, будьте любезны сперва узнать у специалиста, чем это чревато.
Короче, пришлось опять уходить ни с чем. Злая, как собака, я вышла из дверей загса и поклялась больше сюда не возвращаться. Поостыв, обзвонила несколько нотариальных контор, и там... не поняли, чего я от них хочу.
- Честно сказать, первый раз слышу о таком, чтобы слепому дееспособному человеку требовалась помощь нотариуса при заключении брака. Но вы приходите, мы вам доверенность, что ли, оформим, будете интересы жениха представлять, - сочувствующе предложил один из нотариусов.
Впрочем, в самом загсе на Меридианной нам подсказали, куда следует обратиться - в нотариальную контору на улице Муштари. Там действительно оказались готовы помочь оформить рукоприкладчиком «третье лицо», не состоящее ни с кем из нас в родственных отношениях. Для этого с заявлением и «третьим лицом» придется приехать в контору, сами нотариусы в загс ехать не хотят. Как в таком случае будет проходить регистрация брака, где жениху тоже придется ставить подпись, не объяснили.
Звонок в Управление Минюста РФ по РТ тоже особо не прояснил ситуацию. Сначала мне сказали, что загс действует в рамках пункта 3 статьи 160 ГК РФ. Но там речь идет о нотариальном заверении чужой подписи. То есть если человек физически не сможет поставить подпись, за него расписывается другой, а нотариус это дело заверяет.
- Но у меня жених способен расписаться собственноручно, - объясняю я.
- Ну тогда судитесь с загсом, оспаривайте отказ, - посоветовали мне в Управлении минюста.
Шикарная перспектива. Еще в суде я свое право на заключение брака без нотариуса не доказывала. В общем, решила я пока повременить с тем, чтобы поставить государство в известность о своей личной жизни. Да и жених мой поостыл к женитьбе. Не хочет, понимаешь, чтобы за него «третье лицо» расписывалось. Сам, говорит, желаю.
Нет комментариев