Жива память о неизвестном герое Великой Отечественной войне Гурьеве Якове Ивановиче
Пропал без вести. Слова, проникающие в душу, бьющие, как молния, в самое сердце. Семьдесят семь лет назад их услышала в глухой таежной деревне под Иркутском Анна Гурьева. Ее любимый сынок, Яшенька, так и не вернулся с той страшной войны.
Но пока была жива мать, отец, его брат и сестры, не исчезала надежда, что он жив, что вот откроется дверь и войдет Яков молодым и здоровым в родной дом. И тогда пригодятся так бережно хранимые рубашки сына, которые Анна не разрешала выбрасывать (хотя они давно и истлели от времени), говоря: «Вот вернется Яша, жениться будет, пригодятся еще…».
Вот уже семьдесят пять лет мы живем в мире. Но жива еще память у нас, потомков тех славных воинов, которые ценой своей жизни отстояли наше настоящее и будущее. Жива память о неизвестном герое Великой Отечественной войне Гурьеве Якове Ивановиче – уроженце нашего края, родившегося в памятном 1917 году в Казанской области Дубьязского района в селе Потаниха.
У семьи Гурьевых была тяжелая доля, как в прочем и у многих семей, имеющих твердый достаток в годы становления Советской власти. Они валяли валенки, торговали ими и жили безбедно. Хороший дом, лошадь, корова. Дружная и работящая семья. Но все разом закончилось, когда их сослали в далекую Сибирь как кулаков. И пришлось все начинать сначала, обживаться в чужом краю среди чужих людей.
Именно оттуда был призван в Красную Армию Тулунским РВК Иркутской области Яков. С августа по ноябрь 1943 года служил он в воинской части №20763 кавалеристом. От него домой не успело прийти ни одно письмо. Мать получила только похоронку «Пропал без вести».
Сейчас передо мной именной список, отпечатанный на машинке, где канцелярским языком написано о простом солдате той войны, о сыне и брате, так и не пришедшем домой. Многое бы отдал мой дед, чтобы узнать, где погиб его брат. А я сейчас знаю, что погиб Яков Гурьев в ноябре 1943 года в Черкасской области на Украине. Волею судьбы жена деда была украинкой и родилась в этих местах.
Но даже эти скудные данные стали известны только сейчас: сведения о «безвозвратных потерях солдатского и сержантского состава в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг» хранились долгие годы хранились под грифом «секретно». И сколько мой дед Гурьев Александр ни писал в различные архивы, ему всегда приходил один ответ: «Сведениями не располагаем».
Но чудеса на этом не заканчиваются. Года два назад по дороге из школы я увидела мужичка, который сажал елки у дороги. Жду автобус, разговорились. Слово за слово: и вдруг – Потаниха, фамилия Гурьевы. Этот мужчина под дачу купил дом в этой деревне, старый дом. Прежние хозяева занимались валенками, даже осталась кое-какая утварь. Нужно же было мне остановиться, разговориться, чтобы вновь ожила в памяти судьба семьи моего деда.
Этим летом обязательно поеду в эту деревню, похожу по земле, где когда-то жили мои предки. Это моя память, память моей семьи, страны, и она на века…
Малика Расулова,
ученица гимназии №1.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавляйте наш сайт в "Избранные", чтобы всегда быть в курсе свежих новостей