Динар - единственный ребёнок, который чудом спасся из музыкальной комнаты тонущей «Булгарии». Из всех его рассказов родные так и не смогли понять, что случилось в тот день. По одной версии, мама Рошания была рядом с Динаром в музыкальной комнате, но, заподозрив неладное, побежала в каюту за спасательными жилетами. В другом варианте мамы не было, но какой-то мужчина разбил иллюминатор, оказавшийся для Динара спасительным. Мальчик схватился за чью-то юбку и выплыл наружу, а мама так и не выбралась.
«Через пару дней Динар рассказывал нам с женой Рушаной обо всём, что было с ним на судне, и смеялся, - вспоминает его старший брат Радик Зиганшин. - Он будто пересказывал какой-нибудь мультфильм. Сильно жестикулировал, восклицал «бум!», «бах!». Удивительно, но со стороны всё это было похоже на радостную весть. Казалось, он не понимает, о чём говорит… Братик ещё долго был в шоке».
После трагедии ребёнка водили к психологам, которые работали с пострадавшими. Родные заметили, что он начал мыслить иначе, будто повзрослел. Динар всегда был спокойным и немногословным, а теперь стал ещё сдержаннее, замкнулся в себе. Правда, начал лучше учиться. То ли прибавилось ответственности, то ли учителя стали к нему внимательнее.
«Ты, как она»
Младший сын Динар и старший Радик давно не живут вместе. Но мама Рошания всегда была рядом со своим первенцем. «У мужа с мамой были очень тёплые отношения, - рассказывает жена Радика Рушана Зиганшина. - Они и дня не могли прожить, чтобы не посоветоваться друг с другом. Случись что, сразу маме звонил, спрашивал: «Что делать?»
Мама любила Радика больше, чем себя. Да и Рушана пришлась ей по душе. Рошания очень хотела, чтобы дети были вместе.
«Вообще-то мы тёзки, - объясняет Рушана. - Просто её имя ошибочно записали через «о» - Рошания. Говорят, мы и характерами похожи. Муж то и дело укоряет по мелочам: «Ты, как мама!»
Рошания была очень отзывчивой. Старалась помочь не только родным, но и знакомым. Могла все дела бросить ради чьей-то просьбы. При этом женщина старалась ни от кого не зависеть. В семье у неё всегда был отдельный бюджет. Трудолюбивая, она работала вахтёром в общежитии в ночную смену, а днём уборщицей в двух организациях. Про таких говорят: «Не знаю, как она всё успевает?» Дом в чистоте, уроки с ребёнком сделаны, летом - цветущий сад. Молодые могли позавидовать её энергии.
То, что маму и жену зовут одинаково, Радик называет судьбой. «Рушану мне бог послал, - говорит он. - Она мне помогает в том, в чём раньше помогала мама». У этих женщин были свои секреты. «Мы с ней, как подружки, - уточняет Рушана. - Если какая проблема, я маме стеснялась говорить, а звонила Рошание. Да и она от меня ничего не скрывала. Даже Радик меньше меня знает, о чём она переживала в последнее время».
Однажды Рошания устроила невестке день рождения. «Помню, Радик меня с работы забрал и оправдывается, мол, денег нет, справлять не будем, поедем домой. Я расстроилась, даже обиделась, - признаётся девушка. - Заходим домой, а там шарики, стол накрыт… Это был единственный день рождения вместе с мамой Радика».
Пока мама была жива, молодые жили гражданским браком. Рошания настаивала на никахе. Но у невестки заболели родители, и пришлось отложить. Свадебный обряд мама жениха так и не увидела, его исполнили через месяц после её смерти, а в декабре прошлого года молодые расписались без церемоний. Все говорили, если бы мама была жива, она бы не позволила этой свадьбе пройти незамеченной.
Последние долги
15 июня 2011 года Рошание исполнилось 47 лет. Муж Ринат Абдрахманов сделал ей с сыном Динаром подарок - путёвку в Болгар.
За две недели до отплытия Рошания начала спешно продавать недвижимость, о чём раньше даже речи не было. Вдруг захотела две комнаты в старом доме, в одной из которых жил старший сын, поменять на однокомнатную квартиру. Даже риелторов вызвала. Говорила детям: «Хватит вам жить без удобств!» «Мне потом снилось, - вспоминает Рушана, - будто она сидит в магазине за мясным прилавком, а вокруг газеты с объявлениями о продаже недвижимости, и говорит: «Меня дома никто не ждёт. Я тут, в магазине, Радику на квартиру зарабатываю». В то же время мама решила обменять однокомнатную квартиру, где они жили с Динаром и Ринатом, на двухкомнатную. Нашли хороший вариант, но не успели переехать…
Два года назад у Рошании умерла мама. От родителей остался дом в Высокогорском районе, куда сёстры иногда приезжали. Но, так получалось, что они никогда не ездили вместе. А за день до отплытия «Булгарии» три сестры собрались в родительском доме. Рошания весь день провела на могиле родителей: убралась, посадила цветы, как будто исполняла свой последний долг.
«Когда я ей позвонила, она уже вернулась из деревни и собиралась в круиз, - говорит Рушана. - Очень радовалась, мечтала об этом путешествии». А 10 июля днём Радику позвонил Ринат-абый. Сказал, что теплоход, на котором плыли мама и Динар сломался, и надо ехать в порт. На стенде в речпорту уже висели списки тех, кого спасла «Арабелла». Мамы в них не было, только Динар. Родственники ждали, что за «Арабеллой» придёт ещё одно судно, которое доставит на берег вторую партию спасённых. И хотя через знакомых в МЧС Радик узнал, что живых пассажиров больше не будет, надежда оставалась.
Утром следующего дня Радик с женой отправились в Сюкеево. «Нас позвали в какую-то комнату, где на столе лежали фотографии тел, распечатанные на листах А4, - вспоминает Рушана. - Помню, Радик поднял листок и произнёс: «Мама». Мне стало плохо, всё было как в тумане».
Тело привезли в Казань, но в комнату опознания зашли только Ринат-абый и сестра мамы Наиля. Радик с женой сидели в коридоре. «Рушан, представляешь, я машинально набрал мамин номер. Хотел спросить: «Мам, что мне делать?..»
Сны в объятьях
В трудную минуту мы всегда обращались к ней. Её номер удалили из списка контактов лишь через два месяца. После смерти мамы Рушана ещё долго чувствовала её присутствие, особенно по ночам. Шуршание обоев над изголовьем кровати, как будто по ним водят невидимой рукой. Звуки падающих с грохотом, но невидимых предметов в ванной. Через 40 дней это прошло. Но девушка и сейчас иногда чувствует её образ и взгляд. Просыпается, встаёт с кровати и оглядывается на пустоту.
Впервые Рошания приснилась невестке в ночь после похорон. Во сне она стояла на даче вся мокрая, в коричневом прилипшем к телу платье. Девушка спросила: «Расскажи, что там случилось?» - «Ой, Рушана, там кошмар!»
С тех пор мама снится очень часто и ей, и Радику. В этих снах забота о детях: Рошания что-то советует, просит, чтобы за неё не переживали. «Через две недели после трагедии, мне снилось, будто мама жива и умоляет, чтобы я никому не говорил, что она здесь, чтобы спрятал её, - рассказывает старший сын. - Я обнял её и проснулся в этих объятьях».
Радик очень часто вспоминает маму. «Мама бы так-то сделала». «Мама мне всегда то-то говорила». И очень скучает, ведь она была главным человеком в его жизни. «Когда её не стало, я почувствовала, что должна взять на себя часть её заботы о Радике. Теперь я не только жена, но и мама в какой-то степени», - вздыхает Рушана.
Сыновьи долги Радик теперь отдаёт родителям жены, не оставляя без внимания их просьбы. Да и Рушана после трагедии начала ценить маму с папой вдвойне. Порой Радик открывает в Интернете сайт одной из социальных сетей и просит жену выйти из комнаты. Рушана знает, что в одиночестве он слушает песню: «Обними меня, не отпускай. Дай мне руку, мама, посмотри мне в глаза…» Возвращаясь, Рушана делает вид, что не замечает его слёз.
Нет комментариев