1. Не настраивайте ребёнка на оценки
Родители совершают ошибку, когда говорят: «Пойдёшь в школу - будешь получать пятерки!» Формальные оценки - вовсе не то, почему стоит ходить в школу. Знания важнее и, к нашей радости, привлекательнее для любопытного ума.
Рассказывайте ребёнку, сколько всего интересного он сможет узнать. Делитесь открытиями, стройте предположения, с уважением воспринимайте детские гипотезы о том, как всё устроено. Рассказывайте, на каком школьном уроке он узнает ответы на каждый свой вопрос.
«Ничему нельзя научиться, не совершив некоторого количества ошибок или не меняя свои действия в зависимости от желаемого результата. Кто умеет совершать ошибки, тот сможет научиться большему. Отрицание ценности ошибок мешает учиться. Если с ошибками обращаться правильно, они помогут добиться успеха».
Даниэле Новара, психолог, автор книги «Не кричите на детей»
2. Не романтизируйте и не драматизируйте
Школьника ждёт масса интересного, но учёба потребует усилий. Умение концентрироваться и не отвлекаться, сохранять статичную позу, следовать строгим правилам, налаживать контакт с незнакомыми ребятами - это всё не выдаётся ребёнку вместе с новеньким портфелем. Отнеситесь с пониманием к тому, что ребёнку понадобится время всему этому научиться.
Помочь школьнику быстрее адаптироваться поможет игра в уроки. Заведите правило: ежедневно заниматься тем, что требует концентрации внимания. Это может быть чтение, вырезание, выполнение заданий в рабочих тетрадях. Лучше всего, если вы в то же время займётесь своими делами рядом - дети учатся, подражая.
3. Вместе готовьтесь к школе
Пусть ребёнок выбирает тетрадки, пенал и рюкзак самостоятельно, но под ваши одобрительные комментарии. Пусть он помогает обустраивать рабочее место, следит за порядком. Участвуя в процессе подготовки к школе, он быстрее осознает, что готовится что-то важное, и это касается лично его.
«Формула проста: сначала вы делаете что-то вместе с ребёнком, потом он делает это сам, а вы, доверяя ему, подбадриваете и помогаете при необходимости. И наконец, он все делает один, а вы им гордитесь».
Анна Быкова, детский и семейный психолог, автор книги«Самостоятельный ребёнок, или Как стать «ленивой мамой»
4. Дайте возможность для самовыражения
Однообразные будни, унифицированная школьная форма, общие занятия, в которых ребёнок действует как часть группы, - адаптироваться к новому режиму непросто. Выручат симпатичные мелочи: яркие карандаши, пенал-рыбка, ластик в виде кекса, блокнот с котом на обложке. Среди канцтоваров обязательно найдётся что-то, что придётся по душе именно вашему школьнику. Его особенности помогут справиться со школьными проблемами, если только выйти за общие рамки и посмотреть на задачу под особым углом.
«Один мальчик придумал себе игру: «Когда я решаю задачи, цифры - это солдаты. А я полководец. Ответ - крепость, которую я должен взять. Если мне пришлось туго, я вновь собираю разбитую армию, составляю новый план битвы и веду атаку. Стихи, которые я должен выучить наизусть - это аэропланы. Если я выучу стихотворение без ошибки, я беру высоту в три километра. Когда я пишу - я шофёр. Переписанные буквы и слова - проделанный путь».
Януш Корчак, педагог, воспитатель, автор книг о детской психологии
5. Организуйте рабочее место
Дома у школьника должен быть удобный стол и стул, книжная полка под рукой и шкафчик для необходимых вещей. Рабочее место должно быть светлым и приятным: украсьте стену симпатичными постерами, вместе выберите канцелярские наборы, на видное место поставьте любимые книги. И позаботьтесь, чтобы там ребёнок занимался не только необходимыми делами (уроками), но и тем, что любит.
6. Сходите в школу заранее
Сегодня многие дети адаптируются к школе на специальных подготовительных курсах, которые ведут их будущие учителя. Но даже если вы такие курсы не посещали, зайдите с ребёнком в школу. Познакомьтесь с новым местом, вместе найдите гардероб и столовую, прогуляйтесь по классам и посидите за партой. Не забывайте вслух радоваться грядущим переменам и тому, какой ваш ребёнок становится большой и самостоятельный.
«Стратегии ориентирования в необычных местах различаются у мальчиков и девочек. Мальчики, безусловно, более экспансивны и живут с ощущением бескрайности мира. Неизвестность их не пугает, а настраивает на положительную мобилизацию. Девочки прекрасно запоминают всё, что с ними происходит, но в их памяти хранится не объективная картина, а скорее история впечатлений о том, что и как происходило».
Ольга Маховская, детский психолог, автор книги «Слышать, понимать и дружить со своим ребёнком»
7. Будьте помощником и другом
Не занимайте оценивающую позицию в подготовке ребёнка к школе - оценки ему и так ставят учителя. Будьте рядом, делитесь ожиданиями и развеивайте опасения, участвуйте в процессе по мере надобности. Покажите, что вы тоже когда-то учились в школе, разделяете его чувства и готовы прийти на помощь в любой ситуации. Берите на вооружение советы псиxологов, но помните что только вы можете понять, что нужно вашему ребёнку. Достаточно только получше прислушаться к нему.
фото Parents.ru
Нет комментариев