Минхазяр апа Хайруллина, доброй души человек
В доме тишина и только слышен звук швейной машинки. Если Минхазяр апа принимается за шитье, то она забывает о своей усталости.
Вот и сегодня, сделав на улице кое-какие дела, она достала из шкафа первый попавший в руки белый ситцевый платок и принялась обрабатывать его края.
– Ой, мама, каких только платков у тебя нет, – сказала дочь Альфира, увидев ее за швейной машиной. Она знает, что шьет мама не из надобности, а чтобы занять себя делом. Поэтому в ее словах выражались не упрек по отношению к матери, а нежность и любовь.
Минхазяр апа не умеет сидеть без дела. Впрочем, ведь и годы какие были?! Когда ее отец Галяутдин ушел на войну, ей было 5 лет. Она до сих пор помнит, как мама, собрав их, троих детей, пошла провожать до околицы села Шумбут тех, кто уходил на войну. Это было лето 1941 года. Перед уходом на войну папа сказал ей: «Как только закончится война, мы вернемся, береги себя, и детей». Так брат, братишка и она остались без отца. К этому добавилось еще и нужда. Рано пришлось им повзрослеть. Наряду со взрослыми приходилось работать на севе, на жатве, не зная устали.
Она то и дело вспоминает то время. Разве можно забыть, как мама из лебеды пекла хлеб, осенью искала картошку, оставшуюся в поле, чтобы хоть что-нибудь покушать.
– Мне было 10-11 лет, когда мы зимой на лыжах отправлялись в Леспромхоз. К Катмышу сначала была железная дорога. Мы грузили большие деревья в вагоны. Очень мерзли, у нас не было теплой одежды, и чтобы не замерзнуть мы работали быстро, – рассказывает она.
Слушая рассказ Минхазяр апа, я представляю перед собой череду событий, как в кадре из фильма. Так, в 15-летнем возрасте она работала на овцеводческой ферме в селе Яна-Сала. Раздавала скотине корм, носила тяжелые ведра с водой и поила их. Позже работала в Горьковской области на добыче торфа. К вечеру сильно болели плечи, утром вставала и снова бежала на работу.
– В 19 лет вышла замуж за односельчанина Хакимуллу. Он как раз только пришел из армии. Перед новым годом прочитали никах. Тогда родственники мужа пригласили нас в город Псков, мы решили поехать и заработать денег. Там оба работали на стройке, – говорит Минхазяр апа.
Через год они вновь решили приехать в родное село Яна-Сала. В соседнем селе Шестая Речка своими стараниями и при помощи родных и близких начали строить дом.
У них родились шестеро детей. Хакимулла был прекрасным плотником, а Минхазяр апа работала на рубке леса, в питомнике, собирала живицу. Потом почтальоном, позже техничкой в магазине, откуда и вышла на заслуженный отдых.
– Жизнь не всегда состоит только из радости, пришлось пережить много горя. Я похоронила троих детей. Много было пролито слез, спрашиваю себя, как выдержало мое сердце. Что поделаешь, каждый переживает то, что ему суждено, – говорит она, тяжело вздыхая.
Да, от судьбы не уйдешь, прошло много лет как не стало и Хакимуллы абый. К Минхазяр апа приехала дочь с мужем из Нижнекамска. Сын Ильфат и Равиль тоже часто приезжают, навещают ее.
– Статус матери в исламе – самый уважаемый и почитаемый. Наши дети семейные люди, живут своей жизнью. Мы присматриваем за мамой, бережем ее, чтобы она еще долго могла видеть красоту сегодняшней жизни, хотим, чтобы она прожила еще много лет, – говорит дочь Альфира.
Минхазяр апа, несмотря на трудности, благодарит Всевышнего за сегодняшнюю жизнь. Несмотря на то, что разменяла девятый десяток, читает газеты, вдевает нитку в игольное ушко без очков. Летом ходит за ягодами, а осенью собирает орехи. «Когда приезжают дети, внуки, я каждый раз накладываю им в карманы, пусть едят с удовольствием», – говорит она.
Минхазяр апа – доброй души человек. Желаю ей долгой и счастливой жизни.
Фарваз Каюмова.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавляйте наш сайт в "Избранные", чтобы всегда быть в курсе свежих новостей