Лучезарная судьба
... В утренние часы с окна второго этажа он посмотрел на улицу. Его взгляд был прикован к рыбакам, которые бежали в контору. “Видимо со скотом что-то случилось?”, – подумал он.
Директор, не успевший снять верхнюю одежду, побежал к ним навстречу. “Остров затопляет, Алексей Иванович?! Скот по колено в воде, надо спасать?!”. Вместе с рыбаками он побежал к берегу Камы. “ Зоотехник только вчера ездил на остров, и сказал, что все в порядке и корма для 800 голов бычков хватит еще на 20 дней”. Впрочем, сейчас не время для разговоров. Он сел в машину и поехал в Чистополь, чтобы договориться о пароме. Приехал, а паром уплыл на три дня в Тетюши. Он снова вернулся в Рыбную Слободу и поспешил к руководителям. Но услышал в ответ “Как вывез, так и привезешь” – разговор на этом завершился. Он вновь направился к берегу Камы, откуда остров виднелся как на ладони. Говорят, что в экстренных случаях оба полушария головного мозга работают одновременно. Рядом грузили гравий на баржу. На рыбацкой лодке он отправился к ней. Долго они стучали молотком о стену баржи высотой три метра, наконец-то их услышали. Капитан, понявший директора с одного взгляда, попросил письменного разрешения вышестоящих руководителей. Пришлось вновь отправиться в Чистополь. Хозяин порта дал разрешение, но в устной форме, а не в письменной. Тогда директор решил сходить к первому секретарю города Чистополя. Глава города вошел в положение руководителя, оказавшегося в печальном положении, и дал команду по телефону. Когда солнце уже скрывалось за горизонт, разрешение было в руке капитана, занятого погрузкой гравия. Не заставили себя ждать и рыбаки на 14 лодках, груженых бревнами и досками. Скот, не дожидаясь сбора трапа, словно окрыленный, как в сказке, начал “рассыпаться” на наполовину груженую гравием баржу. Баржа, рассчитанная на три рейса, на одном дыхании была заполнена скотом. “О, Боже!”, – что-то кольнуло у директора в груди. Алексей Зимуров только позднее поймет, что это было прединфарктное состояние. Все было еще впереди. Перегруженная баржа села на мель. Пришлось в третий раз ехать к хозяину порта, теперь уже с просьбой помочь с буксиром. На следующий день, три месяца жившие на острове 800 голов скота были благополучно доставлены в хозяйство. В этот вечер 80 лошадей самостоятельно выплыли на берег из острова.
Об этом случае мне рассказал легендарный руководитель, неординарная личность Алексей Иванович Зимуров во время беседы с ним, после приема лежавшей на столе таблетки для сердца. Немало было подобных случаев в его жизни. Мы вместе разматываем клубок его жизни и все это предстает перед глазами. Вот еще одно событие, которое оставило глубокий след в сердце руководителя.
... Вот уже шестой час идет бюро райкома партии. На повестке дня стоит вопрос о том, как смог директор в такой засушливый год продать до последнего килограмма силоса, заложенного из камыша. “Скот не ест его, мы пробовали посыпать и солью, даже сахарным песком. Истощают скоро. Не мог же я продать такой корм своим рыбнослободцам. Нашелся покупатель, пришлось отставить совесть в сторону и продать на сторону. Я договорился, завтра на эти же деньги начнем возить комбикорм”. Действительно, на следующий день в совхоз “Береговой” начали приезжать машины, груженые комбикормом. 300 тонн качественного заводского корма хорошо помогли спасти скот от голода. Таким образом, в хозяйстве до единого было сохранено поголовье скота. Успешно перезимовали все животные – 1800 голов крупного рогатого скота, в том числе 400 дойных коров и 5 тысяч овец.
И без того высокий авторитет директора вырос вдвое. Члены бюро признались, что ругали его напрасно. Для него самым ценным было жить, оправдывая доверие людей. Что ни говори, люди в хозяйстве “Береговой”, которое Алексею Ивановичу пришлось поднимать с колен, тянулись к нему душой и отвечали старательным трудом. Одновременно в хозяйстве работали 14 бригад “шабашников”. Были возведены десятки производственных объектов, Дом культуры, медпункты, на центральной улице села Троицкий Урай были построены около 30 совхозных домов. Все на средства хозяйства. В кассе совхоза было немало денег от продажи 12 килограммов молока на корову в день и зерновых культур, урожайность которых составляла по 20-29 центнеров с гектара. Они достойно носили звание совхоза-миллионера в те годы. Алексей Зимуров руководил совхозом “Береговой” 10 лет. В течение этого времени в их руках не раз находилось переходящее Красное Знамя района и республики. В один год у них было 5 Красных Знамен: по молоку, мясу, металлолому, хлебу и строительству. Хозяйство было даже удостоено переходящего Красного Знамени на уровне Российской Федерации. Совхоз “Береговой” стал центром семинаров различных уровней.
– На мое счастье на пути с юности встречались хорошие люди. Мы жили по соседству с отцом нынешнего Президента Татарстана Нургали абый. Первую трудовую закалку, мудрые, жизненные советы я получил от него. Он направил меня на учебу и на получение профессии. Когда отец уходил в кино, Рустам и Рифкать оставались у нас, мы выросли, играя вместе, – говорит Алексей Иванович.
Немало выпало испытаний на голову ребенка, родившегося в годы войны. Он начал свой трудовой путь пастухом еще в школьные годы. Затем подростком на лошади вывозил лес. Освоил профессию лесоруба. Позднее по совету Нургали абый прошел “практику” возле умелого плотника лесничества Зуфара абый. Он становится мастером своего дела по изготовлению саней, колес. Видимо, поэтому после возвращения из армии Алексею не дали отдохнуть и пригласили на прежнюю работу. В эти годы он и встретил свою любовь Нину. Жена уговорила его уехать к сестренке в Донбасс. Алексею, имеющему партийный билет, нужно было получить на это разрешение райкома партии. Но Саима Динмухамметова (от авт: работавшая в то время заведующей учетным сектором райкома партии), хороша знавшая деловые качества Алексея, не хотела отпускать его из района. Тогда он решил поговорить с первым секретарем Василием Яковлевичем Корнеевым. Парня пригласили в «большой» кабинет. За несколько минут разговора Алексей понравился руководителю района. Он сказал, что против снятия его с учета. Через несколько дней Алексея Зимурова назначают инструктором районного Дома культуры. Затем он выполнял обязанности инструктора в исполкоме, райкоме партии. “Созревшего” кадра направляют секретарем парторганизации совхоза “Береговой”. С этого и начинается его первая закалка в этом хозяйстве, с которым потом судьба прочно свяжет его на протяжении 10 лет.
– Нелегко было мне начинать работу в качестве директора в “Береговом”. Особенно трудными были первые три года. Потом начали входить в колею. Я никогда не забуду, как первый раз выплачивал работникам по 12 окладов заработной платы, как животноводы и механизаторы благодарили меня, долго не отпуская моей руки. Затем все продолжилось успешно своим ходом. Был и хлеб, звучала и песня. В те годы не многим выпало жить миллионерами. Как говорится, была и работа, и еда, – говорит Алексей Иванович.
Однажды во время жатвы в совхоз приехал министр сельского хозяйства ТАССР Усман Зиганшин. Он зашел на хлебное поле высотой с человеческий рост, полюбовался им и произнес: “Алексей, если получишь 25 центнеров урожая, на следующий же день после завершения уборки приезжай ко мне. Мне есть что тебе сказать”.
В этот год хозяйство смогло собрать 29 центнеров урожая с каждого гектара. Сложив в папку квитанции от сдачи хлеба на хлебокомбинат, амбарные книги, справки, полученные в управлении сельского хозяйства, Алексей Зимуров пришел к министру. Не знает директор верить ему или нет, через два дня на его имя пригнали “адресную” машину “УАЗ”. Забегая вперед, скажу, что совхоз под руководством Алексея Ивановича завоевывал одну победу за другой. Он был удостоен Почетных грамот Кабинета Министров и областного, районного комитетов партии, позднее звания “Заслуженный работник сельского хозяйства Татарстана”.
Вспомним еще один случай, свидетельствующий о его хороших организаторских способностях и решительности. Тот год выдался очень дождливым. У хозяйства был горох на площади 600 гектаров. Соседи приступли к уборке ржи. А Алексей Зимуров, поговорил со специалистами, механизаторами и решили, что рожь не упадет, ее можно убрать позже и приступили к скашиванию гороха. 12 косилок, 9 комбайнов день и ночь трудились на этом участке.
– Начал забывать о том, сколько раз кормили хлеборобов. Сейчас уже можно говорить об этом, даже спиртные напитки ставили на стол. Несмотря на это никто не злоупотребил ими. Горох убирали три дня и три ночи. Не хватало машин для перевозки, выходил на большую дорогу и уговаривал водителей проезжающих машин. Некоторые соглашались, помогали по 2-3 часа. Обмолот гороха завершили утром четвертого дня, в четыре часа. Мы только поставили технику в парк начались проливные дожди, – говорит Алексей Иванович.
В тот год урожайность гороха в совхозе “Береговой” составила 30 центнеров. От продажи только этой культуры в кассу совхоза поступили миллионы рублей прибыли. Хлеборобы получали очень высокую заработную плату.
В один из дней, когда исполнялось 10 лет работы руководителем, его пригласил к себе первый секретарь райкома партии Михаил Виноградов. Предложение прозвучало очень серьезно: “Знаем о твоих способностях, приглашаем тебя в свою команду, вместе будем вести район”.
Через несколько дней управление хозяйствами района, то есть обязанности начальника управления сельского хозяйства и продовольствия перешли к нему.
И на этом кресле ему пришлось задержаться недолго. Вышестоящие руководители быстро заметили перспективного Алексея Зимурова. Алексей Иванович с гордостью рассказывает о том, как два руководителя высшего ранга “боролись” за него в кабинете Минтимера Шаймиева. “Значит, я того стою” – подумал я тогда” – говорит он. Получив благословление руководства республики, Алексей Зимуров был назначен первым заместителем директора “ТАТНИИCХОЗ” Фаниса Мусина. В то же время он выполнял обязанности директора научно-производственного объединения “Семеновод”. И здесь он получает большое признание благодаря своему старательному труду. За более 15 лет работы в этой отрасли встали в строй десятки новых объектов, была обновлена техническая база, построены новые дома.
– С гордостью могу сказать, что здесь меня народ тоже полюбил, принял как своего. А я смог уйти, оставив в их душе красивый след, –говорит Алексей Иванович.
В три предпенсионных года он работал ведущим инженером в структуре ФСНП (Федеральная служба налоговой полиции) республики. Таким образом, он вышел на заслуженный отдых с трудовым стажем в 47 лет. Сегодня он живет в одной скромной квартире города Казани.
– Мою судьбу украшает моя преданность к своей работе, уважительное отношение бывших коллег, воспоминания, воспевающие мой пройденный путь и прожитые годы. И все это придает мне жизненные силы. Не скрою, что самые хорошие мои годы связаны с Рыбно-Слободским районом, где я провел детство, стал человеком, нашел свой путь. Поэтому я как можно чаще стараюсь приезжать в район, интересуюсь его новостями, вон лежит районная газета, – сказал он, показывая на кипу газет, лежащих на столе. Это на самом деле была выпускаемая нами газета “Авыл офыклары”.
Вазих Фатихов.
Рыбная Слобода-
Казань.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавляйте наш сайт в "Избранные", чтобы всегда быть в курсе свежих новостей