Алсу Ризаева: "Если человек лишен возможности двигаться, говорить, это совершенно не значит, что с ним не надо общаться"
Как повернуть лежачего больного, не вывихнув ему плечо и не сорвав себе спину? Как общаться с больным человеком?
Эти вопросы сегодня мы обсудим с директором Комплексного центра «Доверие-Ышаныч» Рыбно-Слободского муниципального района Алсу Назиповной Ризаевой.
– Алсу Назиповна, расскажите, пожалуйста, о Школе ухода, которая открылась у Вас в центре.
– Сегодня хочется рассказать именно о важности такого обучения именно для тех, кто ухаживает за тяжелыми больными.
За лежачими больными практически всегда ухаживают родные. И практически всех их нужно учить правильному уходу. Самым простым вещам - например, как повернуть больного и при этом не вывихнуть ему плечо. Как кормить, если руки уже отказали. Как соблюдать гигиену, ведь болезнь может длиться годами. Конечно, бывает, что таким больным нанимают сиделку. Но, во-первых, это очень дорого, а во-вторых, квалификация сиделок у нас, как правило, низкая. И родственники ухаживают сами. Как умеют.
– И как они умеют?
– Обычно вообще ничего не знают и не умеют. А больных, которые лежат дома и нуждаются в помощи, много. Люди после инсультов, с тяжелыми формами рака, с переломами шейки бедра, позвоночника и т. д.
– А если ухаживать неправильно – к чему такой уход приводит?
– К очень тяжелым последствиям. Почти всегда. Например, мало кто знает, что с лежачими больными обязательно нужно разговаривать. Неважно, в сознании человек или нет. С человеком надо общаться, слушать его, ставить ему музыку. Именно в таком обращении с лежачим больным кроется огромный реабилитационный потенциал. Если человек лишен возможности двигаться, говорить, это совершенно не значит, что с ним не надо общаться. Надо рассказывать новости, надо всячески разнообразить его жизнь. И переодевать такого больного надо каждое утро.
– А какие задачи Школы ухода?
– Обучать навыкам реабилитации и общего ухода обучающихся, повышать уровень социально-медицинской грамотности и практических навыков, ознакомление их с психологическими аспектами, связанными с вопросами организации ухода.
Задача реабилитации, ухода – максимально вернуть человеку чувство собственного достоинства, приблизить его к тому времени, когда он был здоров. Если обездвиженный человек все время лежит – у него развивается депрессия. Можно ли из этого состояния вывести? Можно. Вот, скажем, человек до болезни каждое утро пил кофе и завтракал на кухне – не надо рушить его привычки. Этот утренний кофе для него крайне важен! Оденьте человека, пересадите в кресло-каталку, отвезите на кухню. И пусть пьет свой кофе, как он это делал всю жизнь. Мелочи? Нет, внимание к таким вещам очень помогает в реабилитации.
Очень многие не знают, как правильно пересадить человека из кровати в инвалидное кресло. В результате делают больно ему и срывают спину себе. А ведь есть надежные, безопасные техники. В Школе мы будем им обучать.
– Обучение в Школе ухода в основном для родственников или для социальных работников и сиделок тоже?
– На таких занятиях мы обучаем социальных работников, сиделок и родственников, которые ухаживают за своими родственниками и хотят научиться делать это грамотно. Ведь многие просто не знают о специальном оборудовании, которое помогает облегчить уход, избежать осложнений и тяжелых последствий у подопечных. В рамках реализации системы долговременного ухода мы закупили специализированное оборудование и приспособления, с помощью которых специалисты обучают родственников, как правильно накормить или помыть лежачего больного, пересадить или перевернуть его в кровати. Родственники маломобильных граждан могут пройти обучающий курс на дому. В этом случае наши специалисты выезжают к ним сами и уже на месте объясняют правила ухода на дому, профилактику осложнений, методы самообслуживания и самоконтроля, дезинфекции, гигиенического ухода, правила питания и кормления.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавляйте наш сайт в "Избранные", чтобы всегда быть в курсе свежих новостей