Мы часто видим в интернете сообщения от активистов, которые негодуют по поводу срубленных деревьев. Казалось бы, ну пустили под снос пару березок, что такого?! Журналист портала sntat.ru решила разобраться, так ли это страшно.
Со слов специалистов чаще всего нелегальная вырубка происходит не из-за злого умысла, а по незнанию.
В этом году около поселка Октябрьский Зеленодольского района незаконно срубили две березы. На самом деле не так и мало, это только часть нелегальной вырубки по республике. Может порадовать то, что в основном все нарушения из-за незнания - ни одно дерево нельзя срубить просто так.
- Браконьеров у нас нет, все эти нарушения по незаконной вырубке только от незнания. Есть же так называемые назначенные деревья, которые специально клеймят, на них есть метки, зарубки, они означают, что их должны срубить, чтобы, например, проредить посадку. И то этим можно заниматься только со специальным документом. Но люди путают и рубят другие растения, - рассказывает заместитель руководителя Зеленодольского лесничества Дамир Закиров.
Так что деревья с меткой лучше не рубить, можно легко ошибиться. Хотя в основном те, кому нужно быстро получить древесину, даже не смотрят на отметины, как это случилось с нарушителем в Зеленодольском районе вблизи поселка Октябрьский. «Рядом с домом мужчины была посадка, что там нельзя рубить, он не знал, говорит, что были нужны дрова. За нанесенный ущерб нарушитель уже заплатил штраф около четырех тысяч рублей», - вспоминает инженер охраны и защиты леса Зеленодольского лесничества Николай Калдин. Специалист лично задержал нарушителя, когда обходил территорию, как раз проверял, есть ли нарушения. С его слов, на незаконную вырубку деревьев или ее следы во время обходов территории он наталкивается не так часто - три-четыре раза в год. Если собрать нарушения по всем лесничествам, то они наберутся на
- За девять месяцев этого года ущерб от незаконной вырубки составил 7 млн 255 тысяч рублей. За весь прошлый год он достиг почти 5,5 млн рублей, - комментирует старший советник юстиции, прокурор татарстанской природоохранной межрайонной прокуратуры Ильсур Гильмутдинов.
Говорить о том, что стали больше нарушать закон, не приходится - в прошлом году было 222 случая незаконной вырубки, по итогам девяти месяцев этого года - 165. Просто население вырубает более ценные породы деревьев, не подозревая об этом.
За деревья - в тюрьму
Если бы нарушитель из Зеленодольского района срубил еще одну березу или, не дай бог, сосну (ценится дороже, - Ред.), то ему наверняка грозило бы уже уголовное наказание.
- Уголовные дела возбуждаются в тех случаях, когда ущерб, причиненный лесному хозяйству, превышает пять тысяч рублей, - объясняет первый заместитель министра лесного хозяйства РТ Эмир Бедертдинов.
В этом году уже завели 20 уголовных дел на общую сумму ущерба более 7 млн 200 тысяч рублей. Найти нарушителей зачастую непросто, так что нет никакого срока, за который его обязаны разыскать.
- В процесс обнаружения тех, кто занимается незаконной вырубкой, входит несколько факторов: как быстро обнаружили эту территорию, где и когда занимались порубкой, каким способом, есть ли следы на месте преступления, как можно использовать срубленную древесину и другое, - объясняет Ильсур Гильмутдинов.
Специалист подчеркивает, что в последние несколько лет количество преступлений в лесном хозяйстве стало намного меньше. Дело в том, что в связи с ликвидацией в 2011 году Управления по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды МВД по РТ есть снижение выявляемости преступлений в сфере охраны лесов.
Преступлений меньше, ущерб больше
Вывод только такой. При этом при незаконной вырубке учитывают исключительно массу срубленной древесины - это порода деревьев и диаметры стволов. А вот площадь вырубки не рассматривается. Может быть хоть сто гектар, но на грозящее наказание это никак не повлияет. Посмотрят, насколько ценные породы, и какой у них возраст. Чем дерево старше и дороже, тем выше причиненный ущерб. В министерстве лесного хозяйства не считают, что незаконные вырубки леса действительно угрожают экологии.
- Незаконные рубки в лесном фонде за последние годы совершаются не в таких объемах, чтобы ухудшить экологическое состояние в нашей республике. В основном вырубаются сухостойные деревья в целях заготовки дров для отопления, - считает первый заместитель министра лесного хозяйства РТ Эмир Бедертдинов.
Эколог, член ученого совета института экологии и природопользования КФУ Галина Юпина не соглашается, что вырубить дерево - так уж безобидно.
- Вырубать леса, тем более городские, очень плохо. Согласно лесному кодексу деревья в лесной территории считаются как кубометр дров, в результате там вырубать лес дешевле, чем насаждения на территории города. Если только это особо охраняемая территория, то ценность породы умножают на коэффициент охранной территории и все, - возмущается специалист.
Лесам, которые находятся в черте города, грозит то, что они не состоят на кадастровом учете. Словом, просто земля, какие бы ценные породы там не росли, потому что нет такого понятия как городской лес. С насаждениями в лесничествах дела обстоят лучше - они состоят на кадастровом учете, но, тем не менее, тоже уязвимы. Последние поправки к федеральному закону «О заповедниках и охранных территориях» очень удивили представителя КФУ Галину Юпину.
- Теперь эти земли могут быть использованы для капитального строительства. Скорее всего, это делают для развития туризма, чтобы можно было построить гостиницы, проложить дороги, трубопроводы, не исключено, что возникнет строительство коттеджей частных землевладельцев, - рассказывает эколог.
С ее слов, на особо охранные земли никто «не поднимал руку» с 1969 года, а теперь там разрешено строительство, а значит, и леса под угрозой. Закон, конечно, наказывает тех, кто нелегально занимается вырубкой, но финансовой компенсации недостаточно. Дело не в ее размере, а в том, что нарушается экологическое равновесие, которое не исправить деньгами. Существующий закон не компенсирует всех потерь от незаконной вырубки, а внесенные поправки в лесной кодекс, по мнению специалиста, дают возможность трактовать «капитальное строительство» как угодно, так что лесной фонд на сегодня недостаточно защищен.
Важно
Ценность пород деревьев
Наиболее дорогие деревья - медленнорастущие, среди них дуб, липа, ель, сосна. Например, стоимость кубического метра сосны (в таких единицах считают древесину, - Ред.) примерно сто долларов. В кубический метр входит около полутонны древесины. Менее ценные, быстрорастущие - береза, клен, осина.
Как все-таки срубить дерево, но чтобы за это ничего не было?
Нужно получить соответствующее разрешение от министерства лесного хозяйства РТ. Составляете заявление, с вами заключают договор купли-продажи на год, с документом можно заниматься вырубкой, если не нарушать условия договора.
Мнения
Николай Калдин, инженер охраны и защиты леса Зеленодольского лесничества
- Нарушения бывают нечасто, обычно максимум два-три дерева спилят, если четыре и больше, то это уже, конечно, явные нарушители. Самый большой ущерб был в 2014 году, 200 или 300 тысяч рублей. Без разрешения министерства нельзя рубить даже сухостой
Галина Юпина, эколог, член ученого совета института экологии и природопользования КФУ
- Теперь в зонировании лесопарка есть особые зоны, которые могут идти под капитальное строительство, под это можно всячески расширять застройку. Озадачило то, что на особо охраняемой территории может быть капитальное строительство. На территориях, на которые с 1969 года никто не поднимал руку. За нарушения в вырубке леса нарушители платят штраф, значит, есть механизм компенсации, раз изымаются средства за вырубку. Раз компенсационные выплаты идут, то механизм защиты и регулирования зеленых насаждений правомерный, но на деле это не совсем нормально.
Эмир Бедертдинов, первый заместитель министра лесного хозяйства РТ
- Чаще всего незаконные рубки совершаются в летний период, вблизи водных объектов, в местах массового отдыха населения. Проводятся ежедневные профилактические мероприятия в виде патрулирования лесного фонда, в результате которого в большинстве случаев выявляются незаконные порубки деревьев. За последние два года активизировалась работа в системе «Народный контроль». Сложностей в выявлении незаконных рубок не возникает, так как два раза в год проводятся ревизии обходов (весенняя и осенняя).
sntat.ru
Нет комментариев