Последний бой Капитана Савинова
В канун Дня Победы в районной газете был опубликован материал о нашем земляке Петре Ивановиче Савинове, который дважды был представлен к званию Героя Советского Союза, но так и не получил заслуженную награду. А то, что она заслуженная, наглядно говорят строки из наградного листа с описанием подвига капитана Савинова. Об этом...
Редакция, как и авторы приславших документов - журналисты «Российской газеты», просила откликнуться родственников героя. Оказалось, что родственников у Петра Савинова немало. С его племянником Владимиром Андреевичем автору этой статьи посчастливилось встретиться в Рыбной Слободе нынче 9 мая во время торжеств Дня Победы. К сожалению, о многом поговорить не удалось, но он оставил кое-какие материалы о своем героическом дяде в районном краеведческом музее. Некоторые из них мы и предлагаем нашим читателям, в том числе отдельные моменты нашего короткого разговора.
- Интересоваться судьбой дяди я стал уже в зрелом возрасте, - делится воспоминаниями Владимир Андреевич. - Разыскал село Гулевцы на Украине, где он был похоронен в одной могиле с другим офицером. Возложил цветы. И стал рассылать письма в архивы, чтобы узнать, было ли присвоено капитану Савинову звание Героя Советского Союза. В одном из последних своих писем он рассказывал, что его дважды представляли к этому званию, и просил своих родителей и брата Андрея (моего отца) - читать о нем в газете.
(От авт. Эти письма Владимир получил в наследство от бабушки, которая до самой смерти берегла пожелтевшие листочки - единственное, что осталось на память от сына).
Письмо Петра Савинова. 7 февраля 1944 года.
«Дорогой брат Андрейка! Боевой привет тебе с фронта, где ежечасно куется победа над ненавистным врагом. В ночь на 10 января я с группой танков прорвал оборону и совершил в тылу у фашистов ночной демарш. В 6 утра на большой скорости я ворвался в село. Фрицы, конечно же, спали, как спят в тылу, не предвидя опасности. Видя опасность, немцы предпринимали одну контратаку за другой. Превосходящие силы заставили меня оставить деревню. Я был с одним пистолетом в чистом поле. Меня спасла щель, заросшая бурьяном…
…. При взятии Житомира я тоже со своими хлопцами ворвался в село, в котором фрицы оставили150 машин,60 повозок, 2 склада водки и много продуктов. У них было Рождество, и они все были пьяные, население тоже напоили и насиловали женщин. Не доезжая до этого села, проходила колонна машин, я их пропустил и пристроился к ним сзади. Как говорится, поехал справлять елку. А когда открыл огонь!.. За полчаса или час все село уже было очищено. Хвалиться не буду, но в части меня любят и ценят. Сейчас награжден Орденом Отечественной войны, медалью «За отвагу», второй раз представлен к званию Героя Советского Союза. Но сейчас я пока еще не Герой. Так, что читайте газеты…
Вот так, браток, жив я потому, что есть доля счастья. Летом был ранен в ногу, а радиста убило сразу… Пиши чаще. Желаю здоровья и успехов. Целую, брат…».
Это было одно из последних писем Петра Савинова с фронта.
Племянник погибшего героя Владимир Савинов нашел описание еще одного подвига офицера-земляка в книге К. Малыгина «Идем к границе». Это был последний бой капитана Петра Савинова.
«Утром 4 марта после мощной артподготовки 226 стрелковая дивизия шла за танками 53-го танкового полка полковника Суховарова (от авт. Это он писал представление на звание Героя на Савинова).
Противник почти не сопротивлялся, поспешно отступив километров на десять.
Первую контратаку фашисты предприняли лишь возле деревушки Окоп. Около 15 танков и батальон пехоты бросило вражеское командование. В этом бою отличились самоходчики роты капитана Савинова. Командир, будучи на головной машине, установил, откуда бьют вражеские танки, и, не теряя ни секунды, принял смелое решение - атаковать с фланга……Немецкие танкисты и пехота были явно растеряны. Огонь с фронта и с фланга смял их контратаку. Они затоптались на месте, затем повернули назад.
- Вперед! - скомандовал Савинов.
Уцелевшие танки, развернувшись на полной скорости, двинулись вспять, в укрытия. Однако один из них круто развернулся, чуть прикрылся за бугорком, и успел сделать оттуда несколько выстрелов. …Все мы знали, что в танковом бою дело решают секунды: кто более ловко, слаженно действует, тот и побеждает.
Экипаж САУ, который возглавлял капитан Савинов, вышел из боя невредимым. Из семи подбитых танков четыре пришлись на его долю…Через час гитлеровцы повторили контратаку. И на этот раз они бросили на нас 10 танков и до батальона пехоты…»
Похоронку родители офицера Савинова получили лишь в конце апреля. В ней коротко сообщалось: «Ваш сын капитан Савинов был убит 4 марта 1944 года и похоронен вблизи хутора Затишье».
В справке, присланной из военного архива, говорится, что за мужество и отвагу, проявленные в бою с фашистскими захватчиками, командир танковой роты Петр Иванович Савинов был награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Красного Знамени, Красной Звезды, медалью «За отвагу».
Однако, «Золотую звезду» он не получил даже посмертно.
Конечно, миллионы советских людей героических воевали с фашистами вовсе не ради званий и наград. Они защищали свою Отчизну, свой родной край, своих матерей и отцов, детей и будущее страны. И все-таки чувство определенной несправедливости почему-то волнует нас.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавляйте наш сайт в "Избранные", чтобы всегда быть в курсе свежих новостей
Нет комментариев