Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции отметили юбилейную дату
7 мая 2019 года сотрудники уголовно-исполнительной инспекции УФСИН России отметили юбилейную дату – 100 лет со дня образования учреждений, исполняющих уголовные наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества. Об истории создания уголовно-исполнительных инспекций рассказал нам старший инспектор Лаишевского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Татарстан Александр Крайнов.
- В общей системе наказаний, предусмотренной уголовным законодательством, важное место занимает исполнение уголовных наказаний без лишения свободы. Как вид уголовного наказания они известны советскому уголовному праву с начала его создания. Сначала этот вид наказания имел наименование принудительных работ. Уже в первых декретах Советской власти предусматривалось применение к виновным в совершении преступлений наряду с другими наказаниями «принудительных общественных работ». Так, например, Инструкция Народного Комиссариата юстиции РСФСР от 19 декабря 1917 года «О революционном трибунале» в числе других наказаний предусматривала присуждение к «обязательным общественным работам». Статья 11 Декрета «О суде» предоставляла право народным судам заменять лишение свободы принудительными общественными работами.
Циркуляром Губернского и Областного Отдела Юстиции Народного комиссариата юстиции РСФСР от 7 мая
Первым документом, содержащим упоминание о наказании без изоляции от общества, было постановление ВЦИК от 19 декабря 1919 года № 595 и приказ ВЧК от 11 мая 1920 года № 63, которые предполагали возложение функций исполнения наказаний в виде «принудительных работ без содержания под стражей» и «лишения права занимать определённые должности» на Управление лагерями НКВД, в системе которого был образован отдел принудительных работ, с того времени мы вошли в состав НКВД.
Причиной издания циркуляра послужило то обстоятельство, что в числе лиц, отбывавших «назначенное им судом наказание в местах заключения, имеется не мало таких, которые ни по своим личным качествам, ни по роду совершения ими противозаконных деяний не могут быть отнесены к разряду таких преступников, в отношении которых содержание под стражей является, безусловно, необходимым, в качестве меры наказания или в интересах общественной безопасности».
Ввиду изложенного, а также «ввиду отсутствия... в большинстве тюрем, особенно уездных, подходящих условий для организации на правильных началах воспитательно-трудового воздействия на заключенных», циркуляром предлагалось применить предусмотренные примечанием к п. 2 «Временной Инструкции о лишении свободы», принудительные работы без заключения под стражу.
При создании аналогичных органов исполнения наказаний без лишения свободы предлагалось, руководствуясь утвержденным Президиумом Московского Совета Рабочих и Красноармейских Депутатов «Положением о Бюро принудительных работ при Московском Совете Рабочих и Крестьянских Депутатов», безотлагательно приступить, самостоятельно или совместно с отделами Управления, к организации принудительных работ на местах на изложенных в упомянутом «Положении» основаниях.
На основании изложенного Циркуляр Народного комиссариата юстиции РСФСР от 7 мая
Первый Уголовный кодекс РСФСР 1922 года за многие менее опасные преступления предусматривал в качестве наказания принудительные работы без лишения свободы. На принудительные работы как на один из видов уголовного наказания указывают Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года. Основные начала установили, что характер и организация принудительных работ определяются законодательством союзных республик. Поэтому Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года посвятил вопросу организации исполнения наказания в виде принудительных работ специальную главу «Бюро принудительных работ без содержания под стражей». Эта глава детально регламентировала работу Бюро принудительных работ как органа, ведающего исполнением этого вида наказания. Бюро распределяли осужденных по работам, вели их учет, возбуждали ходатайство о досрочном освобождении от отбытия наказания.
Одной из важных задач Бюро принудительных работ без содержания под стражей являлась организация и проведение среди осужденных воспитательной работы. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года также детально регламентировал условия труда осужденных, его оплату и устанавливал размер процентных удержаний из заработка осужденного.
В Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1933 года также большое внимание уделялось правовому регулированию исполнения приговоров к этому наказанию, названному исправительно-трудовыми работами. В качестве общего положения в ст. 5 Кодекса устанавливалось: «В отношении всех осужденных, к которым нет необходимости применять изоляцию, основной мерой исправительно-трудового воздействия являются исправительно-трудовые работы без лишения свободы. Задачей этих работ является принудительное трудовое воспитание к дисциплине без ограничений, применяемых к лишенным свободы, соединяемое с политико-воспитательным воздействием»
В постановлении Пленума Верховного Суда СССР № 12 от 31 июля 1962 года сказано: «В отношении лиц, виновных в совершении преступлений, не представляющих значительной общественной опасности либо являвшихся второстепенными участниками преступления, суды должны с учетом характера совершенного деяния и личности виновного вместо лишения свободы на краткие сроки применять исправительные работы...» и другие наказания, не связанные с лишением свободы
С 1983 года инспекции стали выполнять дополнительные функции по исполнению наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, контролю за поведением условно осужденных с испытательным сроком и осужденных с применением отсрочки исполнения приговора.
В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 за №729 «Об утверждении положений уголовно исполнительных инспекций и нормативной штатной численности» данные подразделения преобразованы в уголовно-исполнительные инспекции.
Указом Президента России от 28 июля 1998 года №28 уголовно-исполнительные инспекции переданы из МВД в ведение Министерства юстиции Российской Федерации. На современном этапе реформирования уголовной и уголовно-исполнительной политики сделано многое для ее гуманизации. Наравне с усилением ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления предпринимаются меры по смягчению наказания в отношении лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести.
Уголовно – исполнительные инспекции в Республике Татарстан, функционировали и развивались, вместе с развитием уголовно-исполнительной политики нашего государства.
На основании Приказа Президента РФ от 09.03.2004г. №314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти», а так же Приказа от 13.10.2004 г. за №1314 «Вопросы о Федеральной службе исполнения наказания», инспекции были преобразованы в Федеральные государственные учреждения «Межрайонные уголовно исполнительные инспекции».
Контроль за деятельностью МРУИИ был возложен на отдел по руководству уголовно - исполнительными инспекциями, который в то время входил в состав центрального аппарата ГУФСИН России по Республике Татарстан. Начальником отдела был назначен Гараев Ренат Рашитович, а в дальнейшем Хасанов Ильдар Рашитович. На протяжении многих лет и по сегодняшний день данную службу курирует Заслуженный юрист Республики Татарстан заместитель начальника УФСИН Давлеев Рафаиль Ганиевич.
В июне 2005 года в Республике Татарстан, на базе уголовно-исполнительных инспекций г.Елабуга, пгт.Камского Устья, пгт.Муслюмово, г.Набережные Челны, г.Нижнекамска, г.Чистополя, г.Альметьевска, г.Арска, на базе УИИ Приволжского и Московского районов г.Казани Республики Татарстан было создано Федеральное государственное учреждение «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция» под соответствующими номерами.
В 2011 году на основании Приказа ФСИН России за №335 от 30.05.2011г. «О реорганизации, об изменении типа и утверждении уставов учреждений подчиненных территориальным органам ФСИН» межрайонные уголовно – исполнительные инспекции были реорганизованы в Федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан» и филиалы.
С созданием единой уголовно-исполнительной инспекции УФСИН России по РТ были упразднены 10 межрайонных уголовно-исполнительных инспекций. Районные и городские УИИ стали его филиалами.
Общее руководство деятельностью службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, с марта 2012 года по февраль 2013 года обеспечивал начальник учреждения, полковник внутренней службы, Бариев Рамай Каримович, с февраля 2013-март 2016 года полковник внутренней службы Галлямов Фаргат Гумирович. С 07.03.2017 года по настоящее время начальником является подполковник внутренней службы Шаймурзин Ринат Рашитович.
ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Татарстан, объединяет в себе отдел исполнения наказания и применения иных мер уголовно правового характера, отделение психологического обеспечения, бухгалтерию, юридическую службу, канцелярию 11 филиалов уголовно исполнительных инспекций и 13 межмуниципальных филиалов. Штатная численность персонала УИИ по Республике Татарстан составляет 246 сотрудников.
Ежегодно по учетам филиалов уголовно-исполнительной инспекции Республике Татарстан проходит около тридцати тысяч осужденных без изоляции от общества, порядка восьмисот из которых – несовершеннолетние.
В настоящий момент, в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовно-исполнительные инспекции:
Исполняют наказания, в виде: лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью; обязательных работ; исправительных работ; ограничения свободы.
Осуществляют контроль за поведением условно осужденных, осужденных, с отсрочкой отбывания наказания, а также контроль за установленными запретами в отношении подозреваемых и обвиняемых, которым избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, а также меры пресечения в виде запрета определенных действий.
Занимаются предупреждением преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учёте.
14 октября 2010 года Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года». Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года. Одной из основных задач реформирования является расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы, а также внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний.
Рационализация политики в области уголовного правосудия предполагает увеличение к 2020 году общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанных с изоляцией осужденного от общества, на 200 тыс. человек за счет применения других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами.
Эффективное применение наказаний, альтернативных лишению свободы, в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, должно обеспечивать защиту общества от преступника, снижение уровня криминализации общества, разобщение преступного сообщества, снижение численности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
С целью обеспечения эффективного контроля за исполнением осужденным обязанностей и ограничений предполагается использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, автоматизированного компьютерного учета осужденных, внедрение в практику работы учреждений, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, программы психологической коррекции личности и изменения поведения.
Для контроля за поведением осужденных в УИИ Республики Татарстан установлено необходимое оборудование. Уголовно-исполнительная инспекция располагает системой электронного мониторинга подучетных лиц (СЭМПЛ) и автоматизированным комплексом учета спецконтингента (АКУС). Сотрудники УИИ могут получить всю информацию на любого подучетного, не сходя с рабочего места, а также посмотреть, где в настоящее время находится подучетный с электронным браслетом.
Для исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, филиалы ФКУ УИИ обеспечены служебным автотранспортом.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Добавляйте наш сайт в "Избранные", чтобы всегда быть в курсе свежих новостей