Сельские горизонты

Рыбно-Слободский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Нам пишут

Славный путь прадеда

Для нас семиклассников было радостью и большим подарком изучение истории родного края. Такая теплота проникала в наши сердца, когда мы каждую неделю открывали удивительный мир нашего края. На уроках было так интересно, что не замечали, как пролетали 45 минут.

Абдулхак Абдрахманович Абдрахманов прожил трудную, но счастливую жизнь. После войны работал учителем в селе Большой Салтан Рыбно-Слободского района.

В тайну родины мы проникали с большим воодушевлением, ибо каждая страница истории была для нас настоящим открытием. Наша учительница Светлана Григорьевна Ермолаева так устраивала уроки, что мы были исследователями, краеведами, аналитиками, социологами, археологами и т.д.

Особенно большой радостью для нас были те страницы электронной книги, где шел разговор о защитниках Родины из нашего края. В голове кружились разные мысли, но самое главное нас наполняло чувство гордости за славные подвиги дедов, прадедов. Когда в учебниках увидел фотографию своего прадеда Абдулхака Абдрахмановича Абдрахманова, я не только был удивлен, восхищен, был в полном смысле слова окрылен. Для меня был недостаточен тот материал, что был помещен в учебнике. Я расспросил родных о судьбе моего прадеда. Со своим двоюродным братом Искандером, мы разработали исследование. Изучили его боевой путь, рассмотрели все ордена, медали, документы, которые бережно хранятся у дяди дома. Составили маршрут боевого пути прадеда, прониклись мыслями, как было опасно, тяжело на войне, где в каждую минуту могла оборваться жизнь солдата. Что и говорить: война - это ужас, трагедия для каждого человека.

Весной мы поехали на экскурсию в Казань в Музей - мемориал Великой Отечественной войны Казанского Кремля. Внимательно слушали экскурсовода, подходили к экспонатам, разглядывали оружие тех времен. Увидели много трофеев, захваченных нашими бойцами у фашистов.

Потом продолжили исследование о моих предках.

Абдулхак Абдрахманов родился 31 декабря 1921 года в крестьянской семье, в деревне Татарский Янтык Пестриченского района Татарской АССР. По национальности татарин. Родители до революции и после занимались сельским хозяйством. В семье было пятеро детей, четыре мальчика и одна девочка. Абдулхак самый старший сын. С малых лет, до 1940 года он работал в сельском хозяйстве. В 1940 года 30 октября был призван в армию из Мензелинского района ТАССР.

Абдулхак Абдрахманович Абдрахманов прожил трудную, но счастливую жизнь. После войны работал учителем в селе Большой Салтан Рыбно-Слободского района.

Там же выучился на механика - водителя танка. В 1941 году он окончил 17-ое танковое училище и стал механиком-водителем. Так он и стал военным.… В танковом училище в то время учебные классы были отменные: схемы, стенды, тренажеры. Готовили будущих танкистов на совесть. Первый бой танкового десанта принял под городом Севастополь. Было лето. Однажды утром солдаты проснулись до подъема, но звука трубы так и не услышали. А затем узнали, что началась война.

В июле 1941 года прадед Абдулхак и его товарищи вступили в бой. В августе того же года, он был тяжело ранен, и его отправили в госпиталь №1671. Ранение было столь тяжелым, что врачи признали прадеда безнадежным. Однако он выжил и, проведя много месяцев в госпитале, вернулся 10 марта 1942 года в гвардейскую бригаду старшиной. В 1943 году опять был тяжело ранен, но выжил. После госпиталя № 1056-го был помощником командира 375-го взвода.

Мой прадед воевал с начала до конца войны. Он был хорошим танкистом и удостоен множество наград. Воевал на Украине, под Сталинградом. Битва за Сталинград была очень тяжелой. Отстоять город, было делом чести. Ведь с захватом такого крупного промышленного центра, фашистам удалось бы не только ослабить страну, но и подойти к столице нашей родины - Москве, а также окружить Ленинград.

Получив тяжелое ранение в голову, прадед пролежал в госпитале. После госпиталя он был зачислен в 943 саперный полк на должность помощника командира взвода. Воинское звание - старшина. Абдулхак Абдрахманов все время был на передовой, от Севастополя он дошел до Польши. Самая дорогая награда для солдата, по словам дяди, это жизнь, но орден Красной Звезды, который он получил за проявленное мужество, для него был особенно дорог. Я очень горжусь подвигами моего прадедушки. В жестоких боевых схватках он проявил мужество, отвагу и силу. Мой прадедушка участвовал в форсировании Днепра, был награжден за эту операцию орденом Красной Звезды.

Но война для моего прадедушки закончилось не в 1945 году. К родной семье он вернулся только в 1947 году. Вернулся домой и женился. Вместе с моей бабушкой Федосией Яковлевной они вырастили четверых детей: Раиса, Венера, Наиля и Вельсор, великолепных людей, прекрасных тружеников нашего края, воспитал внуков.

За всю войну прадед получил 4 тяжелых ранения и жил всю оставшуюся мирную жизнь с «блуждающими осколками» в теле. Осколки бывало видно через кожу, что доставляло дикую боль. Его спина была полностью обожжена и как будто была без кожи. Из-за этого он никогда не переодевался при детях, чтобы их не испугать. А чтобы надеть майку, он сначала мял ее в руках, чтобы она стала мягче, так как даже одежда причиняла ему боль.

Он умер в 1979 году, ему было всего 58 лет

…Как - то задумался о своих родных, чертах характера. Понял, что они настоящие патриоты, истинные люди.

Однажды мы были на берегу Камы. Далеко от берега виднелась лодка, оттуда люди махали руками. Мама подумала, что им нужна помощь, что они тонут, бросилась в воду, спасать их. Мой старший брат Адель поплыл за мамой, сказав: «Что я, буду сидеть на берегу и смотреть, как тонет моя мама?». Они благополучно доплыли до берега. Понял, что мой брат может постоять за мать, за меня. Мне это было приятно. Я им горжусь!

Какое было завершение курса: «История родного края»? Собрались все учителя истории района, краеведы школ. Мы провели урок-практикум «Рыбаки на Каме». Было представлено нами разнообразные формы работы: интервью, видеоролик, викторина, выступление по отдельной теме. Нас похвалили, мы отвечали грамотно, была большая активность. Все показали глубокие знания. Было так интересно, в нас зародилось чувство радости.

Славно, что историю родного края стали изучать в школе. Это для нас крайне необходимо. И сейчас продолжаю интересоваться материалами о малой родине, подбираю статьи, слежу за информацией о районе, замечательных людях.

Люблю историю, археологию. Нравится другим рассказывать что-то интересное. Всем ребятам советую интересоваться прошлым и настоящим родной земли, о предках, их жизни, традициях и обычаях, ведь нам предстоит нести эстафету поколений в будущее.

Рузаль Самиев,

учащийся 9 класса

Рыбно-Слободской школы №2.

Фото: https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=3e3b1c0b89360d79e4719f2108834c4b&n=33&h=215&w=317

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Добавляйте наш сайт в "Избранные", чтобы всегда быть в курсе свежих новостей

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: прадед