Сельские горизонты

Рыбно-Слободский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Моя родина - моя зеленая колыбель

Село Анатыш становится краше

Красивое село Анатыш расположено в живописном месте – равнинное место по обеим сторонам речки Бетька, а вокруг невысокие возвышенности.

 Кругом поля, посадки хвойных и лиственных деревьев вдоль дорог, а на том месте, где речка впадает в Каму, видны красивые заливы и острова. С западной стороны все село как на ладони – речка, по сторонам дома, у берегов тенистые деревья. У каждого дома сады, огороды. В центре справа высокий православный храм. Лента дороги проходит через село зигзагом, справа вдали видна уже Рыбная Слобода.

По легенде, выше по течению речки к северу от села, в давние времена упал метеорит, на его месте образовалась углубление, называли его «Горелое болото», видимо, там горели деревья. А когда рыли в селе колодцы, находили глубоко в земле стволы березок, лежавших к югу верхушками, будто деревья упали при пожаре.

Прошли годы, века. На месте пожара на берегу речки образовали чувашское поселение. А на берегу Камы в месте грузового Причала был построен Военный острог, где несли службу солдаты-казаки, прибывшие из Оренбургской области. В этом месте было удобное место для переправы. Острог (от слова «строгать») – это небольшой участок земли, обнесенный и укрепленный забором из толстых заостренных кольев или бревен, с башнями и воротами. Внутри острога строили жилые дома и служебные помещения, в домах жили казаки. Казаки охраняли прилежащие земли от набегов чужих воинов с другого берега Камы.

Со временем казаки стали строить дома на берегу речки Бетька, создавать семьи и жить здесь, брали они в жены и девушек из поселения. Село назвали Анатыш. Нанимались казаки в подрядчики к рыбакам, которые из Троицко-Урайского монастыря приезжали рыбачить на Каму. На месте Рыбной Слободы строили вначале землянки для хранения инвентаря, потом дома. Приезжали и семьи из других районов России, многие были рыбаками.

Село Анатыш скоро разрослось. Здесь построили Православный храм, вначале храм был деревянный, впоследствии построили каменный. Занимались жители хлебопашеством, животноводством, содержали коней, овец. Разводили фруктовые сады, выращивали овощи. Жители отличались трудолюбием, правдивостью, воинственностью, но добрым нравом, отличались своим говором, хорошо выговаривали звуки «ж» и «з». Занимались и производством серебряных и позолоченных изделий. Недаром есть в селе жители с фамилий Серебряковы. А в огородах при копке земли до сих пор находят старинные украшения. Многие женщины плели кружева, вязали разные вещи.  На речке была построена и работала мельница. В оврагах  расчищали родники. В начале 20 века в селе было волостное управление.

Всю эту историю поведал коренной житель села Анатыш Павел Анатольевич Мокроусов. Много прочитал он исторических книг, слушал рассказы предков.

Сегодня село благоустраивается. Дома с современной отделкой. Открыт в центре села мемориальный памятник погибшим воинам, в Богоявленском храме проведен ремонт. Многодетным семьям выделяются земельные участки под строительство жилых домов.

Глава сельского поселения Камил Киямович Замалиев организует работы по благоустройству села, укладке дорог.Были спилены старые деревья, среди которых были высокие пирамидальные тополя, саженцы которых завезены были из южных районов России. Часть от последнего дерева до конца не убрали.

         Заметил его проезжавший житель Рыбной Слободы Владимир Артурович Шефер и решил сделать из него композицию. Посоветовавшись с Камилом Киямовичем, решили претворить эту идею в деле. Глава помог с материалами и красками.

И вот, спустя несколько месяцев, на месте пня стоял уже казак с усами, в колпаке и с палкой в одной руке, а с крупной рыбой в другой. Рядом с ним татарин в тюбетейке, перед ним – корзина с яблоками, между ними сова – символ мудрости. За ними домик, на  крыше которого – название села и дата создания – 1557 год, а наверху петушок, а впереди слова «Добро пожаловать – Рахим итегез». Затем  Владимир вырезал новые фигуры, так появились с левой стороны на лавке мужчина с балалайкой и женщина в национальном платье, а рядом котик играет на курае, дальше мельница и другой мужчина с гармошкой и женщина. С другой стороны основных фигур сидит дедушка с кринкой в руке, рядом корзинка с яйцами, петушок, а на плетне две сороки. На заднем фоне фигурный забор. Все элементы выполнены из дерева, покрыты лаком и красками. В целом показано единение народов, мудрость, трудолюбие, род занятий.

О том, что композиция удалась и понравилась населению, говорит не раз выставленные местными жителями фотографии композиции в социальных сетях и их восторженные отзывы. Действительно, герои сюжета очень украшают село и говорят об его истории, эта галерея выглядит и как памятник истории, и как достопримечательность села и района. Если будут проводить экскурсии, то не обойдут и этот памятник деревянного зодчества.

Но композиция еще не закончена. Пока не будем раскрывать тайну замыслов, ждите нового продолжения. Выражаем огромную благодарность от всех жителей района за заботу об облике наших сел, сохранении истории, художественный подход к идее и за саму задумку, за труд и мастерство, за упорство в достижении поставленной цели. Много у нас в районе умельцев, мастеров, художников, талантов! Успехов им и здоровья желаем.

 

Светлана Кутлина.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Добавляйте наш сайт в "Избранные", чтобы всегда быть в курсе свежих новостей

 


Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса
2
X