Сельские горизонты

Рыбно-Слободский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
К 75–летию Великой Победы

Дети войны: чтобы молодое поколение никогда не испытали военных невзгод

Все дальше уходят события Великой Отечественной войны, все меньше среди нас людей-очевидцев тех трагических дней и ночей. О войне помнят участники военных действий, работники тыла, дети войны. Вот некоторые из воспоминаний.

Чистоткина Анна Ивановна. Родилась 10 февраля 1930 г. в деревне Паново Рыбно-Слободского района.

Когда началась война, мне было 11 лет. О начале войны узнали по радио. Радио в деревне было только в одном доме- у приезжих строителей. Всю деревню созвали, чтобы прослушать горестную весть. Отца - Иванова Ивана Владимировича на фронт взяли в сентябре. Мать Иванова Евдокия Федоровна осталась с четырьмя детьми. Старшей сестре было 13 лет, самому младшему брату- один месяц. Отца провожали вместе с другими мужчинами деревни. Всем селом провожали до окраины. Первую зиму 1941-1942 года я еще училась в 5 м классе в соседнем селе Байтеряково. Старшую сестру Наталью отправили работать в Казань, в ФЗО. На следующий год уже учится не пришлось - надо было работать, чтобы хоть как-то поддержать семью. Весной работали на севе, летом- на прополке, осенью - на уборке урожая. Как и всем было голодно, кормились в буквальном смысле «подножным кормом», драли лыко с липы, из него делали что-то наподобие муки, собирали осенью желуди, их так же перемалывали, смешивали, если было с мукой, пекли лепешки. Чувство голода было постоянным. Мама Евдокия Федоровна работала техничкой в деревенской больнице, за это ей полагался продовольственный паек- давали муку. Но за ней надо было идти в деревню Кугарчино- там был склад. А это где-то 40 километров. Зимой было еще тяжелее-не хватало дров. Зимой 1942 года стали сначала жечь соломенные крыши, потом разбирать сени. После войны жизнь тоже не сразу наладилась. Отец вернулся только в сентябре, много мужчин не вернулись с фронта, работать приходилось на лесоразработках. Государство обременяло большими налогами. Но мы все вынесли, все стерпели. И конечно, не было большей радости, чем весть о победе, и то, что вернулся с фронта отец.

Пожелание Анны Ивановны: чтобы молодое поколение наши дети и внуки никогда не испытали военных невзгод.

Черняева Фаина Ивановна. Родилась в 1935 году в деревне Трой Урай.

Как началась война-не помнит. По рассказу матери, отца - Казакова Ивана Васильевича, взяли в первые дни войны. В 1944- его ранило. Когда лежал в госпитале, началась бомбежка. Госпиталь загорелся, и раненых стали срочно выводить из здания. Отца только успели вынести, бомбой госпиталь разнесло на мелкие кусочки. Чудом отец остался жив. В апреле его комиссовали. Домой он вернулся на костылях.

Война конечно больше всего вспоминается как голодное время. Весной, когда появлялись листья щавеля и дикуши, следили по ночам за тем, чтобы кто-то чужой не собрал всходы за их огородом. Постоянно испытывали чувство голода.

В школу пошла учиться в 1946 году. До октября месяца в любую погоду ходили босиком. Как подмораживало- валенки, все ношеные-переношеные, подшитые. И еще долго ощущались последствия войны- много детей умирало в младенчестве. Вот и у нас был братик Саша, умер в возрасте 6 месяцев. После войны жизнь еще не сразу наладилась, но самое страшные военные годы были позади.

Сидорова Прасковья Петровна. Родилась 2 июля 1933 года в деревне Дикое Поле Рыбно-Слободского района.

Когда началась война, ей не было еще 8 лет. О начале войны новость объявили по радио. Самым ярким воспоминаниями о событиях Великой Отечественной для Прасковьи Петровны осталось то, как провожали отца. Вот что рассказала Прасковья Петровна : «До Рыбной Слободы шли пешком- я, мама, папа и ещё несколько новобранцев-кто с женами, кто с матерями. Отправка воинов должна была производиться на пристани. Но все проходящие мимо пароходы были переполнены. На ночь уходили в какое-то двухэтажное здание. Народу было очень много, спать приходилось сидя. Папа садил меня на руки. Только на третий день пароход забрал новобранцев. Я очень плакала, меня еле удерживала мама. Я будто чувствовала, что больше не увидимся. Вскоре мы получили похоронку. Это тоже трудно забыть -страшную утрату родного человека. Ну и как для многих переживших войну страшным испытанием был голод. От голода пухли- меня положили в больницу, потом маму со старшим братом Александром. Ему было тогда 13 лет. Такие подростки заменили мужчин на работе в поле, на ферме. Да и нам, восьми-десятилетним девчушкам доставалось- работали на колхозных полях на прополке, вязали и скирдовали снопы, и т.д. Одежды тоже не было. Как семье погибшего нам прислали материальную помощь-немного продуктов, мыло. Из ткани, в которую была завёрнута посылка, мама сделала мне косынку. Я долго носила ее. Очень тяжелым бременем были огромные налоги, которые как хочешь- так и плати. Иначе- вызывали в суд. Весть об окончании войны, конечно обрадовала. Но для нас было горько, что отец никогда не вернется.

Записала Людмила Ибрагимова.

Фото: http://kos-rekonstrukt.ucoz.ru/photo/deti_vojny/6-0-419

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Добавляйте наш сайт в "Избранные", чтобы всегда быть в курсе свежих новостей

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев